mercoledì 5 dicembre 2018

Интервью с Мишель фон Бюрен из галереи RvB Arts

Героиней моего нового интервью на этот раз стала англичанка Мишель фон Бюрен, основательница римской галереи RvB Arts. Я знаю эту галерею довольно давно и по возможности стараюсь посещать ее вернисажи. Здесь всегда можно открыть для себя новые имена современного искусства, которое представлено в легкой, непринужденной, неформальной манере, отличающейся от атмосферы большинства других галерей. С самого начала меня заинтересовала концепция этой галереи: работа с молодыми талантливыми художниками и продвижение идеи Accessible Art. И действительно, цены на произведения, представленные в галерее, варьируются от 100 до 5 000 евро, что более, чем приемлемо по нынешним меркам. Это идеальное место для начинающих коллекционеров, для тех, у кого лимитированный бюджет, для тех, кто ищет новые имена. В итоге, мне захотелось узнать больше о Мишель и ее работе, и так родилось наше интервью.


Мишель фон Бюрен (в центре) с художниками
Начнем сразу с основной концепции Вашей галереи - Accessible Art.
Эта концепция - "доступного" искусства" - очень распространена в англоязычных странах, в первую очередь в США. Идея эта нравится, потому что вкус в этих странах, как правило, не зависит от кураторов, критиков, галеристов, журналистов. Мы просто хотим следовать за собственным стилем, отталкиваться от собственных предпочтений. Поэтому идея открывать новые таланты, когда цены на их произведения еще вполне доступны, вкладывать в молодых художников, которые наверняка пробьются и сделают карьеру, все это становится своего рода стимулом. Это увлекательно почти как азартная игра, лотерея и многим нравится.

Со временем, однако, я поняла, что итальянцам эта идея не совсем близка (смеется - прим. авт.). Я надеялась, что мне удастся привить эту идею здесь, но оказалось, что это очень сложно. Поэтому я отдаю себе отчет, что галерея имеет успех в первую очередь благодаря иностранцам, потому что им легче понять мою философию. Я даже не должна ничего им объяснять, они и так все понимают. И поскольку у меня репутация человека, "угадывающего" таланты (первые художники, с которыми я работала, действительно сделали карьеру), постепенно слух о моей галерее распространился.
А как вообще родилась идея открыть галерею? Вы изучали искусство?
Нет, в этом смысле я профан, искусство не изучала, и даже не умею рисовать, хотя мой дедушка был художником. Но я искренне верю в то, что, чтобы любить, ценить и наслаждаться искусством не нужны ни богатый опыт, ни особые познания и знакомства, ни бескрайние экономические возможности.

Я изучала историю в Оксфорде, потом переехала в Италию и работала 10 лет журналисткой в агенстве ANSA. Но в определенный момент я начала скучать, конечно, мне нравилась моя работа, но я поняла, что это не то, чем бы я хотела заниматься до пенсии. В то же время у меня было много друзей художников, талантливых, но которым никак не удавалось пробиться и выставляться. Я все никак не могла понять, как такое возможно, и они объясняли мне, как работает система.

В общем, в один прекрасный день мне пришла в голову идея запустить и продвигать "доступное искусство", концепция, которая в то время совершенно не существовала в Риме. И именно по той причине, что я не изучала искусство, я хотела создать место для таких же, как я, где посетитель не чувствовал бы себя неловко только потому, что не знает чего-то. Мне хотелось уничтожить стену непонимания и неловкости, которая зачастую возникает, когда речь идет о современном искусстве. А еще мне хотелось создать своего рода кооператив художников, потому что я заметила, что настоящие талантливые художники всегда готовы к сотрудничеству, они щедрые и открытые, полные энтузиазма.

Как организована Ваша деятельность? Художников выбираете Вы? Посещаете выставки, аукционы, другие галереи?  
Да, художников подбираю я, конечно же, я посещаю выставки, много времени провожу online, чтобы быть в курсе всего. Моя галерея специализируется на молодых итальянских художниках. Я ищу те произведения, которые позволяют любоваться красотой. Я решила не создавать из галереи "белый куб". Моим компаньоном по бизнесу является антикварный магазин Antiquariato Valligiano на via Giulia, буквально в нескольких шагах от галереи, существующий с 60х годов прошлого века. Я нахожу, что этот союз античного и современного искусства прекрасен, когда входишь в галерею, чувствуешь тепло, почти домашнюю атмосферу, которая располагает к комфортному состоянию, к общению, к наслаждению искусством.

Каждое произведение, которое я выставляю в галерее, сопровождается полной информацией: имя художника, стоимость, используемые материалы, техника исполнения. Одним словом, вся информация, необходимая посетителю, чтобы чувствовать себя автономным, без необходимости обращаться к галеристу. Все четко и ясно.



Ваша галерея отметила 10-летний юбилей. Первые итоги? Вы довольны, этот проект принес удовлетворение?  
Деятельность галереи растет день изо дня, потому что так называемое "сарафанное радио" работает. Я вижу все больше и больше людей, которым мой проект нравится. Моя галерея вошла в список 10 лучших галерей Рима. Одним словом, я довольна, деятельность приносит свои результаты.

Здорово видеть, когда интересную идею удается воплотить в жизнь и она работает!
Да, и я рада видеть, как мои клиенты вовлекаются все больше в этот проект. Многие из них возвращаются, с удовольствием, в том числе и те, что уже приобрели у меня произведения. Кстати, еще одна особенность моей галереи заключается в том, что мои художники знают лично покупателей, я не делаю из этого тайны. Наоборот, я только рада, когда клиент знакомится с автором, видит его развитие и следит за ним и после выставки. Клиент вложил свои деньги, так что вполне закономерно, что он хочет знать, как развивается карьера художника, в которого он поверил.
Многие клиенты остаются в контакте со мной, возможно, еще и потому, что я вкладываю все мои усилия и страсть в это дело, и это чувствуется. Художникам тоже нравится такой подход, многие остаются в контакте со мной и галереей, испытывают чувство привязанности.

Вы чувствуете себя их наставником в какой-то степени?
Да, совершенно точно! Мои отношения с клиентами и с художниками - это намного больше, чем просто продажа-покупка.

А есть ли среди Ваших клиентов русские покупатели?
На самом деле почти нет. Иногда я задаюсь вопросом: "Где же знаменитые русские, которые вкладывают в искусство?!"

Тогда давайте бросим клич и пригласим русских посетить в Риме Вашу галерею!
С удовольствием! Хотя я пришла к выводу, что, возможно, моя концепция "доступного" искусства и молодых талантов не совсем подходит русским. Возможно, русские покупатели хотят чувствовать себя уверенными и надежно вкладывать собственные средства, в проверенные временем, известные имена. В любом случае, было бы интересно узнать их мнение. Так что приглашаю всех ко мне в галерею!

Зато ко мне обращаются много русских художников и должна признать, что многие из них по-настоящему талантливы! Но, к сожалению, я работаю только с итальянцами. Иногда я работаю и с иностранцами, но только в том случае, если они постоянно живут в Италии, и я могу посетить их ателье, чтобы увидеть их работы, могу постоянно следить за их деятельностью.

В среднем сколько выставок вы организуете в течение года?
От 7 до 9 в год. Обычно я организую выставки каждый месяц в течение "активного" года. С конца сентября до Рождества ка минимум три, январь как правило "мертвый" месяц, затем с февраля до конца мая еще как минимум четыре выставки.



Расскажите о Вашей ближайшей выставке.

Под Рождество я всегда устраиваю коллективную выставку, которая отвечает моему собственному вкусу. Я задаю тему и подбираю художников, которые ей соответствуют. Часто я выбираю тему сказок, я устраивала выставки, посвященные сказкам Ганса Христиана Андерсена, "Алисе в Стране Чудес", сказкам Оскара Уальда. Все эти выставки получились волшебными! В этом году тема "Мифы и легенды", вернисаж состоится 6 и 7 декабря и выставка будет открыта до 26 января 2019 года.

Ваша деятельность - это сплошной нон-стоп. Открываете одну выставку и тут же уже думаете о следующей!
Да, у меня уже расписан план выставок до следующего мая. Я знаю, кого бы хотела представить в галерее, и должна дать им время подготовить работы для персональной выставки, как минимум 3 месяца. Шесть месяцев - это самый оптимальный срок, который позволяет художнику подготовиться к выставке как следует, сконцентрированно и спокойно. Каждая персональная выставка представляет совершенно новые, специально созданные под нее произведения, это не ретроспектива. Поэтому продумывать заранее план выставок и художников - это зависит скорее не от галереи и организационных вопросов, а от специфики работы художника.

Ваш совет коллекционерам и поклонникам искусства при покупке произведения?
На мой взгляд, если человек уже является поклонником современного искусства, он должен просто доверять своему инстинкту и вкусу, и не бояться следовать им. Советую выбрать галерею, которая работает с художниками, отвечающими его запросам. А также прежде, чем сделать приобретение, советую ознакомиться с резюме художника, где он учился, как часто выставляется, были ли у него персональные выставки, выиграл ли он какие-либо премии и, самое главное, занимается ли он только этим, живет ли только искусством и только ради искусства. Художник должен быть первым, кто вкладывает в себя, рискует всем ради своего дела. Только так можно отдать всего себя, проявить себя с лучшей стороны, потому что иначе просто умрешь с голоду.



Быть женщиной и иностранкой - плюс или минус в этом бизнесе?
Я скорее анти-системная галеристка, в том смысле, что я мало пересекаюсь с другими галереями. Я занимаюсь тем, что нравится мне, управляю всем сама и соответственно в меньшей степени подвергаюсь мнению других. Я просто оцениваю то, что работает в моем случае. Тот факт, что я англичанка почти прибавляет мне весомости, как с иностранцами, так и с итальянцами. Мне доверяют, видят, что я честна и искренна. Я первой говорю, если вижу, что клиент хочет повесить картину там, где ей не место. Картина должна звучать. Одно дело - видеть картину в галерее, другое - дома или в офисе, где она будет производить другой эффект, из-за окружающей мебели, иллюминации и тд. Каждое место имеет свою определенную ауру, атмосферу. Поэтому я вижу свою роль и в том, чтобы клиент приобрел полотно, которое зазвучит и в его пространстве, как звучало и привлекло его внимание в галерее.

В последнее время часто упоминается имя Banksy. Что Вы о нем думаете?
С артистической точки зрения мне он очень нравится. Он умеет привлечь внимание, увлечь. И безусловно он очень силен с технической стороны. Предпочитаю, когда говорят много о нем, чем о концептуальных художниках, потому что для меня очень важна техника исполнения. А еще Banksy демократичен, он творит для всех, используя для этого уличные стены.

Ваши абсолютные любимые художники или направления?
О, их так много! У меня особая слабость к прерафаэлитам (Данте Габриэль Россетти, Уильям Трост Ричардс, Уильям Хант, Эдвард Бурн-Джоунс, Джон Уильям Уотерхаус и другие), английской школе конца XIX века, о которой было много сказано, в том числе и негативного. А мне они нравятся! Когда я была студенткой в университете, все стены моей комнаты были покрыты постерами и открытками с произведениями прерафаэлитов. Мои сокурсницы подсмеивались надо мной и совершенно не понимали, не разделяли этой моей страсти. В любом случае я до сих пор обожаю прерафаэлитов (смеется - прим. авт.)!

И кстати, среди моих первых открытий для галереи стала пара молодых фотографов из области Венето, Tania e Lazlo, снискавшая впоследствии международный успех. Так вот, они воссоздавали произведения прерафаэлитов в фотографиях, Таня выступала в качестве модели, и действительно очень напоминала героиню тех полотен, утонченную, с длинными рыжими волосами, тонкой фарфоровой кожей.

Что для Вас является роскошью?
Иметь возможность делать то, что хочешь, это настоящая роскошь. Сейчас я отдаю себе отчет, что я бросилась в эту авантюру, которая могла и плохо закончиться, но мне повезло, все сложилось, и я действительно чувствую себя в привилегированном положении, имея возможность следовать за своими увлечениями. Это действительно огромная роскошь!



Вы скучаете по Лондону?
Нисколько! Я скучаю по моей семье, но в Риме я провела больше половины моей жизни. Мне нравится расслабленность, естественность итальянцев в отношениях.

А Ваши отношения с Римом?
Я любила и по-прежнему люблю Рим, иначе бы я здесь не осталась. Но должна признать, что в последнее время здесь заметен сильный упадок. Такое ощущение, что город оставлен один на один со всеми своими проблемами. Это впечатление, которое производит сейчас Рим.

Ваш любимый адрес или место в Риме?
Я часто бываю в музее Centrale Montemartini, это такое необычное место, по-настоящему впечатляющее!

Фотографии любезно предоставлены Мишель фон Бюрен

RvB Arts - via delle Zoccolette, 28
Antiquariato Valligiano - via Giulia, 193
www.rvbarts.com 
pagina Facebook