lunedì 1 settembre 2014

Интервью с Микелой Фазанелла

С Микелой Фазанелла, молодым модным дизайнером и основательницей бренда Aroma30, мы встретились в ее ателье-студио, спрятавшемся в одном из, на первый взгляд, ничем не примечательных подъездов в римском квартале Pigneto. Ее студио - это лофт со стеклянной крышей, через которую проникает свет, заливающий все пространство. Достаточно беглого взгляда, чтобы безошибочно понять, что находишься в гостях у дизайнера, занимающегося модой: наброски, moodboard, манекены, большое зеркало, журналы и книги по моде, рулоны тканей, цветные карандаши, все говорит об этом. Вдоль стены развешаны наряды, от светлых тонов в шелке до черного в джерси.

Посмотрев коллекцию и поговорив с Микелой, сама собой напрашивается мысль, что Микела и есть воплощение собственных идей, выраженных в ее произведениях: женщина красивая, утонченная, грациозная и в то же самое время сильная и уверенная в себе, со своим мнением, решительно настроенная продолжать свой собственный путь в мире моды. Но эта мысль приходит уже под конец интервью. А вначале как обычно вопросы о том, как все зарождалось.


Микела, расскажите о Вашей работе, о Вашем учебном и профессиональном опыте.
Вначале я училась в Италии, здесь в Риме, в Accademia di Costume e Moda, а затем я продолжила обучение на курсе Fashion Design & Marketing в Лондоне, в Central St Martins College, мне хотелось углубить мои познания по части маркетинга моды.

Затем я вернулась в Италию, где я приобрела мой первый профессиональный опыт, в Valentino и Salvatore Ferragamo. И стала сотрудничать с одной небольшой мастерской, создавать некоторые собственные вещи, экспериментировать.

Впоследствие я решила переехать в Великобританию, где прожила три года. Мой бренд зародился именно там, я создала его в 2010 году, зарегистрировалась как self-employed и приняла участие в London Fashion Week. Так все началось.

Напрашивается вопрос: за границей начинать легче, чем в Италии?
Несравненно легче, это другой мир! Причина, по которой я решила вернуться сюда, это производство. Итальянская манифактура очень отличается, как с точки зрения качества, так и с точки зрения стоимости. И отношения между людьми отличаются, то, как они друг с другом работают. Я считаю, что Made in Italy был и остается столь ценимым благодаря менталитету и увлеченности итальянских ремесленников. То, как обсуждаются соглашения, более открытый характер людей, готовность пойти навстречу. Для маленького, начинающего бренда это абсолютно незаменимые вещи.

В Англии отношения более профессиональные, но стоимость за товар, по качеству намного более низкий по сравнению с произведенным в Италии, намного выше и нет никакой возможности убедить другую сторону пойти тебе навстречу. Так что мне пришлось сделать этот выбор. Взвешивая все "за" и "против", это было менее выгодно с точки зрения экономической, фискальной, бюрократической, но разница в характере и отношениях перевесила, и в итоге я вернулась в Италию в 2011 году.


Как по-Вашему, что должны сделать итальянские политики, чтобы помочь модным компаниям и начинающим дизайнерам?
На мой взгляд, было бы достаточно взять пример со стран Северной Европы. Там, в частности в Великобритании, ты не считаешься настоящей компанией до тех пор, пока не начинаешь иметь серьезный оборот. А это значит - лимитированные налоги и только в том случае, если у компании есть доход. Необходима бòльшая эластичность в отношении тех, кто только начинает свой собственный бизнес, находится в процессе роста и еще не достиг определенного денежного оборота.

Ведь поначалу приходится вкладывать, создавать клиентскую базу, рекламировать себя. Все это требует годы серьезной целенаправленной работы. А если приходится еще и платить высочайшие налоги и фиксированные ежегодные уплаты, вне зависимости от заработанного, то понятно, что многие отказываются от идеи собственного бизнеса, даже не начав. Или еще хуже: все равно рискуют, начинают работать, а потом все же закрывают бизнес. У меня много друзей, имевших подобный опыт, которым, несмотря на их талант и идеи, пришлось закрыть свое дело.

А Вам никогда не приходило в голову, что было бы проще работать в какой-нибудь крупной известной компании, а не вести собственное дело?
В начале моей карьеры именно это я и сделала, но потом случай все изменил. Я занималась рассылкой резюме и чтобы не засиживаться, решила создавать кое-какие вещи, своего рода вызов самой себе. Неожиданно они стали хорошо продаваться, некоторые магазины просили их у меня на реализацию, так что я посвящала этому все больше и больше времени. В итоге мне надо было принимать решение: или продолжать искать работу, или заниматься моей коллекция, отдавая этому занятию всю себя. Так что, собственное дело - это не столько выбор, сколько обстоятельства, приведшие меня к этому решению.

Заниматься собственным делом - безусловно, более интересно, хотя и труднее. Приходится изучать много различных аспектов, от дизайна до выбора материалов до производства и коммуникаций, становишься экспертом во всем и берешь на себя массу обязательств.

Сегодня я сама занимаюсь развитием бренда в целом, а для производства опираюсь на мастерскую-ателье здесь в Риме. И время от времени сотрудничаю с некоторыми другими лабораториями и мастерами, в зависимости от типа работы, которую необходимо выполнить. А еще меня невероятно поддерживает моя семья, это типичная итальянская черта, семья и одно общее дело. Они всегда готовы дать мне совет или ответ, который помогает мне взглянуть на проблему по-новому.

Как появилось название Aroma30?
Я выбрала его очень быстро. Я должна была участвовать в одной выставке в Париже и, естественно, на моих вещах должны были быть этикетки с названием. Мне не хотелось использовать мое собственное имя, так как я хотела взглянуть на этот проект чуть со стороны, как на что-то независимое. Мне хотелось, чтобы это было абстрактное название. Так я остановила мой выбор на названии Aroma. Это международное слово, которое встречается во многих языках, а значит легко запоминается. И еще в этом названии есть ссылка на имя моего города - Roma, Рим по-итальянски.


Кто Ваша муза? И для какой женщины Вы создаете Ваши творения?
На самом деле у меня не одна муза, их несколько, все они с разными характерами, время от времени меняются, но у них есть что-то общее.

Мне очень нравится Моника Витти, она по-классически элегантна, свежа и современна, ее запросто можно было бы перенести в наши дни, несмотря на то, что ее образ во многом связан с 60-ми и 70-ми годами. Мне нравится София Коппола, сочетающая в своем образе минимализм и шик, ум, концептуальность, мне нравится ее творчество, то, как она исследует мир женщины. Еще мне нравится Тильда Суинтон, актриса для интеллектуалов, необычной внешности. Не могу не упомянуть Шарлотту Генсбур и ее маму, Джейн Биркин. Все они женщины, выходящие за рамки своего времени. Это именно то, что я пытаюсь достичь в моих вещах - чтобы они выходили за рамки какого-то конкретного периода или сезона. Чтобы их можно было купить и носить и через 2-3 года и даже через 5 лет. Мне нравится вневременной взгляд, подход к моде, не зависящий ни от сезона, ни от тенденций.

Конечно, я создаю мои вещи для определенного типа женщины, в первую очередь с точки зрения характера. Мне нравится женщина строгая, уверенная в себе, не нуждающаяся в оценке других, но при этом грациозная. Именно эта черта мне кажется наиболее важной в женщине - грация, женственность, как она себя преподносит. При этом она может быть ироничной, смешной, даже комичной. Строгость не обязательно значит суровость или жесткость. Она может быть интерпретирована по-разному. Мне нравится, когда женщина одевается не для других, а для себя, и не следит слепо за модой, потому что мода - это она сама.

Многие из моих клиенток женщины-адвокаты, женщины, работающие с цифрами и бумагами. Возможно, те, кто работает в так называемых "мужских" сферах деятельности, точных, не оставляющих места для фантазии, хотят выплеснуть свое творческое начало именно таким образом, через то, как они одеваются, и поэтому выбирают мои наряды.

Вы следите за неделями и показами мод?
Если честно, смотрю показы без интереса, скорее из обязанности, слишком уж они  все похожи друг на друга.

Где можно приобрести Ваши изделия?
На данный момент я продаю их частным клиентам напрямую. Для этого достаточно назначить со мной встречу здесь в студио, где представлена коллекция. Клиентка мерит вещи, выбирает то, что нравится, при этом можно персонализировать выбранную модель, то есть заказать подходящий размер, цвет, ткань, детали, длину.

Чем создавать сезонные коллекции, я предпочитаю идею услуги, доступной в течение всего года, благодаря которой клиентка может выбрать одну из моих вещей, созданных даже два года назад, например, модифицировав длину или цвет.

Обычно я выполняю заказ в течение 20 дней, но бывает, что он готов и быстрее, например, за одну неделю. Все зависит от наличия в распоряжении нужных тканей. Бывает наоборот, что заказ требует большего времени на выполнение, в случае особой отделки и персонализации.

У меня пока нет магазина on-line, еще слишком рано для этого, да и для моего типа изделий, зачастую сделанных по индивидуальным заказам, это сложно организовать. Моя работа базируется на прямом контакте с клиентом, на индивидуальном подходе, на эффекте ожидания и сюрприза. Мне нравится думать, что моя клиентка может выбрать именно то, что ей нужно. Это однозначно входит в новое понятие роскоши, которое необязательно напрямую связано с высокой ценой.

Уникальность, индивидуальность, качество, вот, что является роскошью сегодня. Необходимо отстраниться от идеи "хочу все и сразу и по меньшей цене", которая неизбежно ведет к похожести. Конечно, это быстрое, экономичное и демократичное решение многих проблем, но за этим мы потеряли удовольствие от самого процесса одевания, выбора, ухода за собой, осознания того, что нам идет и что нам нравится. А это очень важно, потому что именно так формируется собственный стиль и строится личный гардероб, исходя из того, что уже имеется в распоряжении.


Я предлагаю услугу pre-orders on-line, доступную в течение всего года в любой момент. Такая услуга хорошо работает в случае заказа простых вещей, несложной структуры, из джерси, тех, что не требуют примерок. Кстати, я делаю отправки не только по Италии, но и моим клиентам за границей.

А Вы шьете на заказ?
Да, конечно, я делаю и модели на заказ, созданные по эксклюзивным эскизам. В таких случаях мы разрабатываем модель вместе с клиенткой, я пытаюсь уловить, что ей хочется, возможно, по фотографиям, вырезкам, которые она мне показывает. После этого я создаю для нее несколько набросков, из которых она выбирает тот, что ей больше всего понравился, мы дорабатываем его, после чего создается вещь на заказ, в единственном числе.

Каковы цены на Ваши изделия?
Естественно, цены варьируются, в зависимости от разных факторов. Если это уже готовая вещь, то одна цена. Если это вещь, созданная на заказ, то другая. Я всегда стараюсь найти компромисс между качеством и ценой. И не боюсь задать клиентке напрямую вопрос, сколько она планирует потратить, чтобы предложить ей наиболее выгодные решения в соответствии с ее возможностями и желаниями. Я не из тех дизайнеров, что смотрят на клиента свысока, оценивая его по кошельку. Мне нравится живой человеческий контакт, и я всегда стараюсь пойти навстречу клиенту, чтобы она в итоге осталась довольной.

Среди моих клиентов есть те, кто не обладает большим бюджетом, но ценит качество и желает быть хорошо одетой. С ними я разрабатываю wishing list из того, что им нравится, и план покупок. В таких случаях я также делаю углубленный поиск тканей, предлагая альтернативные варианты, которые помогают сэкономить в цене без ущерба качеству (например, вместо 100%ого шелка выбираю микс). В общем, всегда иду на компромисс.

Возвращаясь к ценам, например, готовое платье из джерси стоит 100-150 евро. Платье из шелка, недлинное, с какой-нибудь декоративной деталью, от 200 до 400 евро. Естественно, есть и более высокие цены, на вещи на заказ, вечерние наряды. В таких случаях цена может достигать и 1000 евро.

Важно понять, что, покупая напрямую от дизайнера, многие расходы исчезают, в первую очередь на услуги посредников, так что это экономически выгодно.

У Вас великолепное студио, расположенное в квартале Pigneto. Почему Вы остановились на этой зоне города?
Это мой любимый район, хотя в этом выборе главную роль сыграл случай, даже удача. Мой папа, архитектор-рестовратор, несколько лет назад приобрел это место вместе с моим кузеном, геометром, для их офиса. Прошло какое-то время, и оно им больше не было нужно. И тогда папа предложил его мне. Настоящая удача, потому что я не могла бы себе позволить снимать такое место. Или мне пришлось бы закладывать этот расход в стоимость моих изделий.


Сегодня Pigneto переживает непростой период, поскольку неожиданно этот квартал переквалифицировался из периферийного в модный. Но он по-прежнему сохранил свою сторону radical-chic, которая всегда отличала его от других римских районов. Мне он очень напоминает East London, где я жила. Такой периферийный район, в котором живут многие художники, дизайнеры, творческие люди, в общем, немного богемный.

Вы всегда здесь работаете, в этом студио?
Зависит. Когда мне надо рисовать, обычно я делаю это ночью, начиная с часа ночи, это мой самый творческий пик. В это время я обычно размышляю, рисую, разрабатываю концепцию, пишу пресс-релизы. Естественно, я делаю это дома. Когда же я непосредственно создаю вещи, на манекенах, то делаю это либо в мастерской с портными, либо здесь в студио. Здесь же я встречаюсь и с моими клиентами.

Ваши изделия часто появляются в фотосессиях в различных журналах.
Я постоянно получаю запросы на мои вещи для съемок от стилистов и фотографов, и очень этому рада. Я довольно выборочно подхожу к этим запросам и не всем предоставляю мои вещи, ведь на кону - репутация бренда. Отбор происходит не на основе опытности того или иного стилиста или фотографа, даже наоборот, мне нравится сотрудничать с молодыми, начинающими, студентами, главное, чтобы у них была четкая идея, определенный, отточенный стиль, тогда я готова пойти навстречу.

Поговорим немного о Вашей связи с Римом.
Я родилась в этом городе. Признаюсь, Рим может быть очень удушливым. Пока здесь живешь, это похоже на отношения в большой семье и иногда хочется просто сбежать. Считаю, что порой надо это делать, уезжать отсюда, чтобы потом возвращаться и вновь любить его и ценить.

Я пожила в других городах, во Флоренции, когда работала в Salvatore Ferragamo, и в Лондоне. Лондон стал для меня именно таким побегом. Это огромный город, с очень насыщенной жизнью, но в то же самое время он позволяет иметь спокойные моменты, что в Риме почти невозможно. В общем, мое пребывание в Лондоне позволило мне перевести дух и снова полюбить Рим, снова открыв для себя его прекрасные стороны, которые отличают его от других городов.

Одной из отличительных черт Рима являются его жители. Например, в Лондоне я часто чувствовала себя невидимкой, оторванной от других, одинокой, несмотря на то, что это многомиллионный город. Бывало, что за целый день я не перебрасывалась словом ни с одним человеком. Privacy воспринимается там совершенно по-иному. И зачастую очень сложно уловить ту тонкую грань между уважением к личной жизни человека и полным безразличием. Римляне же совершенно другие, они во все вмешиваются, вторгаются в твое пространство, довольно нервные, но зато здесь уж точно нельзя пожаловаться на то, что тебя не замечают.

В Лондоне я иногда даже не чувствовала себя по-настоящему женщиной, после Рима, где мужчины кидают тебе вслед взгляды и комментарии, на которые я раньше всегда жаловалась, но которые позволяют почувствовать себя как минимум Софией Лорен (при этом комментарии Микелы мы обе смеемся, потому что так оно и есть! - прим. авт).

В Риме мне нравится то, что здесь можно поговорить с людьми. Например, достаточно зайти в бар, где с тобой сразу же заговаривает барист, смеется и шутит. Здесь все готовы что-нибудь прокомментировать: политику, футбол, последние новости, достаточно подкинуть тему и понеслось. Прямо как в маленьком городке или деревушке, но именно это мне и нравится в Риме.

А как по-Вашему, чего не хватает Риму, чтобы стать настоящей столицей моды? Или, может, стоит оставить ситуацию такой, какая она есть сейчас?
Я считаю, что Рим может стать столицей определенного типа моды, связанного с ремесленной, ручной работой и маленькими мастерскими. Совершенно отдалившись от привычной концепции модной столицы. Рим всегда был городом высокой моды, так что мне кажется, что он должен развивать именно это направление. И смотреть на него надо именно с этой точки зрения, как на город, предлагающий не только портные мастерские высочайшего уровня, но и эксклюзивные изделия на заказ. И лучше оставить в покое сравнение с Миланом, который был и остается столицей прет-а-порте и модных дефиле со всем их антуражем.

С географической точки зрения Рим тоже не очень удобен для иностранных закупщиков и покупателей. Так что, по-моему, правильнее было бы сконцентрировать здесь определенный тип товара, для избранных, ручной, эксклюзивный, в лимитированном количестве. Мне кажется, особенность Рима именно в этом и на это надо делать ставки.

Напоследок, Ваш любимый адрес или место в Риме.
Очень сложно выбрать что-то одно. Мне нравятся многие места в Риме, все довольно разные между собой. Порой мне нравится прогуляться по набережной Тибра, где так и хочется воскликнуть "Как же прекрасен Рим!". Но такие же эмоции я могу ощутить и на Яникульском холме или даже в каком-нибудь периферийном районе, как Quadraro или Pigneto, которые отличает не такая глянцевая красота, но она настоящая, напоминающая итальянский неореализм.

Фотографии - Антонио Де Паолис

страница FB