mercoledì 7 maggio 2014

Выставка "Русский балет"

"Важно танцевать музыку, а не под музыку"
Майя Плисецкая

29 апреля в рамках Международного Дня танца в Центре Русской Науки и Культуры состоялось открытие выставки "Русский балет". Выставка включает в себя произведения искусства, выполненные в разных жанрах - живопись, графика, скульптура. Авторы этих произведений - Николай Никогосян, армянский художник и скульптор, член российской Академии Искусств, и Елена Гаршина, молодая русская художница, ученица Николая Никогосяна.


Все произведения объединены темой балета. Это портреты балерин, написанные на холсте и изваянные в бронзе, это пастели и картины, рассказывающие о жизни на подмостках и за сценой. Выбор этой темы не случаен, поскольку балет занимает важное место в жизни обоих художников. Никогосян в молодости изучал танец и хотел стать артистом балета. Судьба задумала для него другой путь, и он стал художником. Но страсть к балету осталась в нем навсегда. Он был лично знаком практически со всеми наиболее важными представителями русского балета ХХ века, от Галины Улановой до Майи Плисецкой. В подтверждение этого каждая его скульптура, представленная на выставке, сопровождена небольшим рассказом, связанным с изображенным персонажем. 

Елена Гаршина с самого начала увлекалась музыкой, в первую очередь Чайковским и его балетами "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица" (кстати, специально для этой выставки музей Чайковского в Москве записал музыку из его балетов, для создания соответствующей атмосферы во время просмотра). Никогосян всегда поддерживал интерес Елены к балету.  


Во время вернисажа, под ноты Шопена в исполнении Джулии Бишоне, студентки Консерватории города Потенца, была рассказана в краткой форме история русского балета, его основные этапы. Выяснилось, что зачастую русский балет так или иначе был связан с Италией. Например, Мария Тальони, одна из первых балерин, вставших на пуанты, в период с 1837 по 1839 год была звездой театра в Санкт-Петербурге. Пьерина Леньани была настолько популярна и талантлива, что стала первой, получившей титут первой балерины Императорского балета Санкт-Петербурга, с 1893 по 1901 год. А Майя Плисецкая, по всеобщему мнению считающаяся самой великой балериной современной эпохи, была назначена художественным директором римского Театра Оперы и Балета на сезон 1983-1984. 

Н. Никогосян. Майя Плисецкая.
Бронза. 1976 год
По окончании вернисажа мы побеседовали с Аллой Деминой, руководителем этого проекта. Она рассказала нам, что проект зародился в декабре прошлого года, во время празднования в Москве 95-летнего юбилея Николая Никогосяна. 

"Всем вдруг стало ясно, что это - человек-легенда! Он был лично знаком со многими прославленными людьми и может рассказать столько историй и любопытных фактов! Звезды балета были для него самыми настоящими богинями и источниками вдохновения. Все это надо было обязательно представить широкой публике! И мне показалось, что было бы интересно сделать это в сопоставлении с работами Елены Гаршиной, его ученицы, представляя таким образом два разных поколения, объединенные одной темой."

Н. Никогосян. Балерина Полина Александрова.
Холст, масло. 2014 год
Н. Никогосян. Балерина Мариана.
Бумага, уголь. 1998 год






















Рим - первый из европейских городов, в котором представлен этот проект (далее выставка будет показана в Германии, Франции и России). Выбор именно Рима оказался случайным и неслучайным. "В прошлом году мы оказались здесь вместе с Еленой, для которой это был первый визит в Вечный город, и она осталась совершенно им потрясена. Каждое утро она ходила в Ватикан, где проводила целые дни, делая зарисовки. Ее впечатления от Рима были настолько сильны, что мы решили обязательно вернуться сюда еще раз вместе. Так что когда зародился проект "Русский балет",  решение начать с Рима возникло само собой." 

Е. Гаршина. Балет "Лебединое озеро".
Бумага, акрил. 2010 год
Елена действительно присутствовала на вернисаже и была заметно взволнована. "Николай Багратович тоже хотел приехать на вернисаж," - продолжает Алла, - "но перед самым отъездом врачи отсоветовали ему поездку, учитывая его возраст. Хотя он очень активный человек, способный на любой поступок, даже приехать в Рим в возрасте 95 лет! До этого он уже был в Италии, даже пожил и поработал здесь какое-то время. У него есть целый цикл картин, посвященных Италии, но мы решили, что не стоит мешать римские пейзажи и балет. Кто знает, может в будущем мы организуем выставку, посвященную именно этому итальянскому циклу."

Выставка "Русский балет", организованная при поддержке Думы, Министерства Культуры Российской Федерации, Россотрудничество и арт-галереи "Dresden", будет открыта до 22 мая в Центре Русской Науки и Культуры по адресу piazza Benedetto Cairoli, 6.

http://ita.rs.gov.ru/ru

www.egarshina.ru