lunedì 7 aprile 2014

Интервью с Марой Де Лонджис


С Марой Де Лонджис, директором факультета моды римского отделения IED Istituto Europeo di Design, мы встретились в день представления результатов workshops в рамках IED Factory 2014. Поэтому неизбежно, что первый вопрос был посвящен именно этому событию. 


На этой неделе состоялось событие IED Factory 2014. Каковы Ваши впечатления?
Я впервые присутствовала на презентации работ, проделанных в рамках IED Factory, и признаюсь, что это потрясающий опыт. Мне бы хотелось, чтобы подобное мероприятие длилось весь год! Это было как прививка энтузиазма, не только для студентов, но для всех нас. В эти дни было столько движения, был прорыв против привычных схем, что неизбежно ведет к творческому взрыву. Мне все это очень понравилось и зарядило меня энергией.

Было интересно наблюдать за тем, как менялось отношение студентов на протяжение недели. В первый день все были немного растеряны, не знали, что именно они должны делать. В последний же день их было не узнать, все были наполнены энтузиазмом, благодаря проделанной работе и результатам. Именно эта эволюция радует меня. Это означает, что конечные результаты стали своего рода переломным моментом для ребят, они почувствовали себя полезными, продуктивными, в состоянии добиться поставленной цели, конкретного результата, для них это такой стимул! Помимо этого у них была возможность прямого контакта с профессионалами. В атмосфере, лишенной напряжения, которое возникает во время экзаменов.

Одной из тем в этом году стала Less is More - Downsizing. Почему была выбрана именно эта тема?
Все темы выбираются и утверждаются дирекцией. Эта конкретная тема не относится непосредственно к моде, а ко всем факультетам, но в итоге мода тоже нашла свое выражение в этом контексте. Кстати, я вообще считаю, что прямая интерпретация ролей, как "я - модельер, значит я создаю платья", возможно, наименее стимулирующая. Думать, что модельер может заниматься только модой, на мой взгляд, слишком уменьшительно. Стимулы надо искать повсюду, не только непосредственно в той области, в которой работаешь. 

Выбор этой конкретной темы безусловно связан с нынешней ситуацией, которая заставляет сегодняшнюю молодежь в возрасте 24-25 лет взглянуть на все по-новому, не оглядываясь назад, на то, как жили и работали раньше. Сегодня молодежь должна думать о том, как мы будем жить завтра. Этот взгляд на вещи отличается от того, что был присущ моему поколению, хотя я еще отношу себя к молодым. Просто, когда я была студенткой, экономическая ситуация была другой, поэтому многим моим ровесникам и тем, кто старше, сложно найти себя в новой реальности.

Но как ни странно, нынешняя ситуация открывает новые возможности. Кризис может стать дополнительным стимулом, потому что трудности заставляют работать мозг и искать новые пути. 

Поэтому с нашей стороны мы стараемся дать студентам реальную веру в будущее, хотим научить их быть креативными, искать и создавать возможности для себя и для других в современном контексте. Мир поменялся, и мы вынуждены считаться с этими изменениями. Но в любом случае возможности есть и сегодня. Просто поменялись требуемые характеристики, индивидуальные качества. Так что тема Less is More - это приглашение порассуждать на тему будущего, исходя из современного видения мира и ситуации. Хватит все время повторять "а вот раньше было так..."

Если говорить в общем, чем отличается римское отделение IED от других институтов моды?
Сразу отмечу, что географическое расположение сегодня имеет мало значения, по сравнению с прошлым. Выпускники нашего института могут работать как в Нью-Йорке, Лондоне, так и в Риме, Милане, Флоренции или даже дома через web. 

Тем не менее в учебную программу мы стараемся включить наиболее характерные для нашей территории особенности. Рим и наш институт издавна связывают тесные отношения с высокой модой, в большей степени, чем с pret-a-porter. Например, дефиле выпускников IED Roma Moda по окончании курса, проводится в рамках AltaRomAltaModa. Поэтому неудивительно, что дипломные работы студентов связаны с высокой модой.

Говоря в общем, сегодня мы стараемся дать нашим студентам более глобальное образование. Историческая и культурная эволюция заставляют и образовательные программы развиваться в этом направлении, как раз в подтверждение нашего разговора о будущем, о котором мы говорили выше.

А в чем основная разница между высокой модой и prêt-à-porter, с точки зрения подготовки?
Высокая мода самым тесным образом связана с ремеслами, с ручной работой. И это, возможно, ее главная отличительная характеристика. Сейчас наблюдается возврат к ремеслам. Товары широкого потребления переполнили рынок. Речь идет не только о моде, но и о других областях, например, мебели. Все это свело на нет оригинальность, но к счастью, сейчас снова возвращается спрос именно на оригинальность. Именно поэтому вернулся интерес и к ремеслам, посредством которых можно выразить креативность каждого, особое видение. Считаю, что это вполне нормальный процесс.

В Италии мы обладаем уникальными ремеслами и know-how, хотя порой мы относимся к ним слишком легкомысленно, распродавая и не заботясь об их сохранении. К сожалению, некоторые итальянские бренды, узнаваемые и не похожие на другие, мы уже потеряли, как например, модный дом Gianfranco Ferrè, который закрылся, или Loro Piano, проданный французскому концерну LVMH.

Да, конечный потребитель, продолжает ассоциировать имена проданных брендов с Италией, не зная или не обращая внимания на то, что они принадлежат иностранцам. Для него было и остается важным то, что это Made in Italy. Но в то же самое время, распродавая, мы теряем навыки, присущие только нам. Теряем работу, не передаем молодежи традиции.

По работе мне часто приходится бывать в различных мастерских, и я замечаю, что многие работы выполняют пожилые мастера, которые рассказывают, что молодежь больше не хочет этим заниматься. В этом-то вся проблема.

Нашим студентам мы даем полную свободу, они могут напрямую обращаться в мастерские, следуя нашим советам и рекомендациям. Для дипломной работы они должны создать что-то своими руками (выпускники курса дизайна и моды - платье, курса аксессуаров - обувь и сумки, курса ювелирных изделий - украшение), так что неизбежно им понадобится помощь мастеров. Есть, конечно, те, кто делает все самостоятельно, так как в институте есть лаборатории и все необходимые инструменты. Но большинство обращается в мастерские, что мы приветствуем тоже, потому что так у студентов появляется возможность напрямую общаться и работать с ремесленниками и профессионалами. Студенты видят весь рабочий процесс. получают советы мастеров, узнают что-то новое. Это драгоценный опыт. 

Поговорим немного о Вас. Расскажите о Вашей карьере.
Я стала директором факультета моды совсем недавно, в сентябре 2013, и сейчас совмещаю эту деятельность с другими моими профессиональными обязанностями. Я начала свой путь в мире моды в этом институте, где я училась и который закончила в 1996 году. Сама я из семьи адвокатов и признаюсь, что по-началу мои родители, особенно мой отец, восприняли неоднозначно мое решение изучать моду. Сегодня они, конечно же, мои первые поклонники и поддержка.


Мой диплом IED принес мне работу сразу же. В июле я получила диплом, а в сентябре уже подписала мой первый контракт, с одной из наиболее важных компаний в fashion индустрии, особенно в то время, с Ittierre. Я начала работать в офисе по стилю. Работала с Versace Jeans и D&G, лицензии которых принадлежали тогда Ittierre. Потом перешла в MaxMara, в Benetton.

После 2004 году я начала работать как freelance, это был мой собственный выбор, по личным причинам я хотела вернуться в Рим и открыть здесь мой офис. Так я начала работать в качестве консультанта и до сих пор продолжаю эту деятельность. 

Помимо этого, в 2010 году я создала мой собственный бренд fashion jewellery, который называется Toi et Moi. Это бижутерия высокого качества, которая продается не в ювелирных магазинах, а в department stores. Кстати, среди моих клиентов много русских.

С самого начала моя профессиональная карьера была связана с аксессуарами. Все началось с чистой случайности, тем более что, когда я училась, не существовала раздельных курсов одежды и аксессуаров. Но потом, когда я оказалась среди всех этих пар обуви, сумок, аксессуаров, я влюбилась в этот мир и уже больше не покинула его. Это стало моей самой настоящей страстью. К счастью, потому что аксессуары переживают самый настоящий бум, что благоприятно отражается на работе.

Создание аксессуаров требует технической подготовки. Работа над одеждой и аксессуарами - это два совершенно отличающихся друг от друга процесса, образа мышления. Это, кстати, стало одной из причин, по которой в итоге в институте появились два раздельных курса. Одежде и аксессуарам посвящены отдельные профессиональные выставки. Мы стараемся ориентировать наших студентов и по этому вопросу. Очень важно, чтобы они понимали, как искать и подбирать материалы для работы. Например, мои студенты посещают со мной выставку Lineapelle, важную для тех, кто создает аксессуары. Нужно развивать навыки общения с поставщиками, это обязательно пригодится в работе. 

Возвращаясь к моей истории, два года назад одна моя коллега, читавшая в IED курс по созданию аксессуаров, должна была переехать за границу и по этой причине была вынуждена оставить свою работу в институте. Она назвала мое имя в качестве смены. Так, по стечению обстоятельств я вернулась в институт для преподавания студентам второго и третьего курсов. Вслед за этим поступило предложение стать директором факультета моды. 

Мне нравится преподавать, очень. Вообще, все, чем я занимаюсь, я пропускаю через себя, не умею делать что-то просто для галочки. Признаюсь, что порой мне не хватает 24 часов в сутки, и я не знаю, что такое суббота и воскресенье. Но тот стимул, что я получаю от моих студентов, восполняет все трудности, обогащает меня, заряжает энергией. Когда они добиваются желаемого результата и радуются этому, я понимаю, что все мои усилия стоят того. 

Как директор факультета моды, какие цели Вы ставите перед собой? Планируете ли Вы какие-то изменения или нововведения?
Главная новость - это то, что IED Moda был признан Министерством образования, так что наш диплом теперь равноценен с другими ВУЗами. Это очень важное достижение.

С моей стороны я постараюсь вовлекать как можно больше различных направлений в образовательную программу, избегая узкого взгляда на fashion system. Я уверена, что завтра именно разносторонняя углубленная подготовка станет решающим плюсом при поиске работы для наших студентов. Чем больше они будут знать, тем лучше. Сегодня многие импровизируют, думают, что достаточно поверхностных знаний, чтобы добиться значимого результата. Но на самом деле именно специализация, компетенция, навыки ручного труда, глубокие знания, общая культура, вот, что ценится и будет цениться еще больше. Я принадлежу к тем, кто считает, что надо много учиться, чтобы выйти на определенный уровень.

В нашем институте мы даем все возможности, чтобы реально чему-то научиться. Помимо преподавателей-профессионалов, добившихся успеха в своих областях, у нас есть лаборатории, оснащенные по последнему слову, в которых можно закреплять все полученные теоретические знания. Например, институт приобрел принтер 3D, это уже технология будущего. С его помощью можно производить небольшие предметы, например, очки или каблуки для обуви. Это тоже своего рода ремесленный труд, но развитый, ремесленный труд завтрашнего дня.

Еще мы предоставляем в распоряжение наших студентов платформу WGSN, с которой работают основные мировые бренды и важные компании, не только из мира моды, но и дизайна, продуктовой, автомобильной промышленности и т.д. Это высокопрофессиональный, дорогой инструмент, платформа, которая позволяет получать свежую информацию и отслеживать все последние тенденции, видеть все главные мировые витрины. Это самое настоящее окно в мир и в будущее. Наши студенты могут воспользоваться этим инструментом здесь в институте, скачивая с платформы нужные им данные. Помимо прочего они таким образом открывают для себя, что поиск тенденций, cool hunting, и создание такой платформы, это тоже работа. Да, сегодня многие профессии исчезают, но на их место приходят новые, не существовавшие до этого.

Помогает ли институт студентам в поиске работы по окончании учебы?
По окончании курса студентам помогает референт института, через которого делаются запросы в компании, отправляются резюме, организуются собеседования по приему на работу. Это очень важная услуга, помогающая сориентироваться на первых шагах после окончания учебы. 

Со многими компаниями у нас уже давно налажены партнерские отношения. В течение учебного года институт организует встречи с менеджерами по персоналу этих компаний, во время которых объясняется как проводится собеседование, какие реквизиты требуются, как следует себя вести, какие позиции открыты. Такие встречи - уникальные шансы для студентов. 

Еще в последнее время появился такой феномен как start up, своего рода альтернатива поиску работы в компании. Последние полтора года мы внимательно отслеживаем это явление. Речь идет о студентах-выпускниках института, которые решают открыть собственное дело. Многие из них имеют интересные идеи, над которыми они работают и развивают их. Некоторым удается запатентировать эти проекты и идеи, добиваясь значительного успеха. 

Бытует мнение, что мир моды наполнен примадоннами, капризными и неприступными. Это не совсем так. Конечно, существует фигура креативного директора, вокруг которой часто выстраивается персонаж для медиа. Но за креативным директором стоят много профессионалов, выполняющих свою работу, которая требует высокой компетентности, и хорошо зарабатывающих. Так что не надо думать, что в моде выживают только креативные директоры, которых можно сосчитать по пальцам. Работа есть, ее просто надо искать или придумывать, исходя из действительности. 

Еще одна важная вещь, которой мы стараемся обучать - это умение работать в команде. Студенты должны понять, что один человек, будь он даже самым талантливым и креативным, ничего не добьется в одиночку. Так что необходимо уметь общаться, уметь выходить на нужных людей, попадать в нужную среду, уметь объяснять свои задумки. Нужно научиться распознавать свои личные сильные и слабые стороны, и исходить из этого, когда выстраиваешь свою собственную карьеру. Мы стараемся объяснить это нашим студентам.

Они должны понять, что бояться разделить с кем-то собственные идеи - это большая ошибка. Сегодня это уже не проблема. С появлением FB, Twitter и т.п.  смешно об этом говорить. Даже дефиле уже показывают в прямом эфире! Раньше подобное было просто невозможно. Сегодня успех заключается именно в умении направить эту окрытость в свою пользу, а не против себя, не боясь, что тебя и твои идеи будут копировать. Будем откровенны, сегодня, если кого-то хотят копировать, найти способ, как это сделать, очень легко. 

Как видите, мы стараемся дать нашим студентам полноценное представление о мире моды и работы, с учетом современной ситуации и актуальных требований. 

Какой совет Вы бы дали тем, кто хочет работать в мире моды?
Самое главное качество, которое необходимо иметь и развивать - это чувство любопытства, интереса ко всему, что нас окружает, что выходит за привычные рамки, которыми мы окружены. Только такая открытость может разбудить креативность. Навыки, опыт и профессионализм можно приобрести со временем, но если нет интереса к вещам, к людям, к миру, то без этого ничего не добьешься. 

Естественно, необходимы гибкость, готовность много путешествовать и перемещаться по миру. К счастью, сегодня новые технологии, такие как skype и whatsapp, помогают это делать с большей легкостью. 

Не стоит забывать и про глобализацию. Надо изучать другие культуры, в первую очередь восточные, Китай, Японию, которые очень отличаются от европейской культуры. В будущем эти познания будут только на пользу, как в работе, так и в жизни.

Трое выпускников IED Roma Moda участвуют в первом выпуске talent reality, посвященном моде, Project Runway Italia. Они вошли в число двенадцати финалистов, выбранных из более 3000 участников. 
Трое из двенадцати - это уже отличный результат, кто бы ни стал победителем. Речь идет о Сильвии Буригана, Якопо Теодори и Джордже Фьоре. Мы оказали им нашу поддержку и очень за них рады.

Сегодня такой тип TV проектов работает, потому что делает участникам рекламу и может стать своего рода трамплином для них. Ну а соцсети в таких случаях становятся дополнительным механизмом, который может привести к неожиданным результатам. Кто-то из участников, кого жюри уже исключило, может понравиться публике и стать моральным победителем. 

Среди выпускников IED Roma Moda много известных имен и тех, кто добился успеха?
Да, наш ВУЗ стал началом успешной карьеры для многих. Например, сегодняшние креативные директора модного дома Valentino, Мария Грация Кьюри и Пьерпаоло Пиччоли, это бывшие студенты римского отделения IED. Так же как и Джамбаттиста Валли, создавший свой дом моды Giambattista Valli. Или Бенедетта Бруццикес (Benedetta Bruzziches), финалистка конкурса Who Is On Next? в 2012 году, организованного Vogue Italia. Бенедетта создает сумки, у нее свой бренд и своя мастерская в местечке Caprarola, неподалеку от города Витербо, где она выросла. Бенедетта как раз из тех, кто искренне верит в возрождение ремесел и в силу корней и традиций. Помимо прочего она сама отличается яркой индивидуальностью и коммуникативностью. Марко Де Винченцо, чьи коллекции демонстрируются в Париже (часть акций его бренда была недавно приобретена концерном LVMN Бернара Арно), тоже наш выпускник.

Незаметно интервью перешло с темы моды к кино, и мы заговорили о фильме "Великая красота", который совсем недавно выиграл Оскар как лучший иностранный фильм. Мара призналась, что она - большая поклонница режиссера фильма Паоло Соррентино и исполнителя главной роли Тони Сервилло.

"Этот фильм я посмотрела два вечера подряд, когда он только вышел в кинозалах. Это фильм, который надо пересматривать. Там такие великолепные сцены, такие гениальные диалоги, что его необходимо посмотреть несколько раз. 

Я не была на 100% уверена, что он выиграет Оскар, в таких случаях никогда не знаешь, как все может сложиться. И мне очень жаль, что в Италии этот Оскар вызвал такую полемику и даже критику. Эта ситуация - точное воспроизведение того, как воспринимается успех в Италии, в любой области. На Родине тебя критикуют, зато за границей становишься идолом."

Раз уж мы заговорили про этот фильм, хотелось бы узнать о Вашей связи с Римом. Что Вы любите, а может быть и не любите в этом городе и его жителях?
Я родилась в Риме, но выросла в городе Латина, это довольно большой город на юг от Рима. Потом я вернулась в Рим для учебы в IED, потом уехала отсюда по работе, потом снова вернулась. К этому городу я испытываю только большую любовь, никакой ненависти. Рим доброжелателен, Рим поднимает настроение, Риму можно простить все. Здесь я прожила свои лучшие годы, так что мои отношения с этим городом только позитивные.

Жаль, конечно, что все чаще, когда говорят о Риме, на первый план выходят негативные факты, административные просчеты. Но мне не хочется углубляться в эту тему.

Ваш любимый адрес или место в Риме?
Район piazza Fiume, связанный с моими студенческими годами. Когда я училась, я там жила в квартире моей бабушки. Мне очень нравится атмосфера этого района, такая свойская, как в маленьких городишках, несмотря на его центральное расположение. 



IED Roma Moda

Фотографии - Антонио Де Паолис