martedì 25 giugno 2019

Интервью с Ольгой Страда, директором Итальянского Института культуры в Москве

Сделать интервью с Ольгой Страда, директором Итальянского Института культуры в Москве с 2015 года, было одним из моих давних и заветных желаний. Это одно из наиболее престижных и авторитетных заведений, представляющих Италию за границей, пользующееся любовью и популярностью у многих россиян во многом благодаря успешной деятельности его руководства. Пример того, как можно поддерживать и улучшать имидж Италии и made in Italy на мировом уровне и развивать дружеские отношения, несмотря на многочисленные трудности, характерные для нашего нестабильного и сложного времени.

Поэтому как только мне предоставилась возможность задать несколько вопросов г-же Страда, которая любезно нашла время в своем плотном графике, чтобы ответить на них, я сразу же ею воспользовалась. В итоге получилось вот такое интересное интервью, хотя, чтобы рассказать о деятельности и жизни Ольги Страда, насыщенной, тесно связанной с Россией, богатой на истории, наверное не хватило бы и целой книги!
 



Уважаемая Ольга, расскажите о Вашей деятельности в качестве Директора Итальянского Института в Москве. Какие задачи Вы поставили перед собой, когда Вас назначили на эту должность.  В качестве задачи я поставила перед собой цель "омолодить" это престижное учреждение, привнести свежую струю энергии, открывая двери для таких тем и проектов, которые бы рассказали об Италии и ее культурном богатстве с разных точек зрения. Особенно я была заинтересована в диалоге с как можно большим количеством московских культурных учреждений, музеев, Университетом, фондами, фестивалями, и представить новые проекты или же активно подключиться к уже начатым инициативам. Такая стратегия позволила увеличить радиус деятельности нашего Института, поднять его престижность не только в Москве, но и в других российских городах, с которыми он успешно сотрудничал.

Кроме этого я хотела познакомить публику с менее известными сторонами нашей культуры, по причине некоторых исторических факторов, как например, послевоенное итальянское искусство, режиссеры, фотографы, писатели, мало упоминаемые или совсем неизвестные. Естественно, это не значит, что великие имена классической итальянской культуры не брались в расчет, совсем наоборот, я пыталась установить диалог между ними и русской культурой и современным искусством. Достаточно вспомнить встречу, посвященную философу Бенедетто Кроче, или запланированные на октябрь встречи о Макиавелли и Гвиччардини.

Ваши реализованные проекты, которыми Вы особенно гордитесь?
Среди проектов, которыми я особенно горжусь, - ретроспектива фильмов Нанни Моретти, режиссера, который, возможно, не всем нравится, но который, на мой взгляд, описал итальянскую параболу последних десятилетий, с 1970-х годов до начала 2000-х.



С Нанни Моретти, Москва 2016 год
Еще участие Италии впервые в качестве почетного гостя на ХХ книжной выставке-ярмарке Non/Fiction, где итальянский стенд получил особое признание благодаря своему разнообразному предложению и стилю в целом и уровню приглашенных гостей (среди которых Франческо Пикколо, Эдоардо Нези, Элена Янечек, Маттео Струкул, Фульвио Эрвас, Роберто Пацци и многие другие). На основе этого опыта родилась литературная премия "Intersezioni. Italia-Russia", первый выпуск которой состоялся как раз в эти дни в Москве и победителем которой стал писатель-дебютант Алессио Форджоне со своим романом "Napoli mon amour". В качестве награды роман будет опубликован на русском языке одним из российских издательств. В следующем году итало-русское жюри наоборот выберет русского автора, чье произведение затем будет переведено на итальянский язык.

Еще один проект - предмет моей гордости - это Premio Mosca, заключающийся в присвоении стипендии двум кураторам, по современному искусству и архитектуре, благодаря которой у них будет возможность пройти 6-месячную практику в команде престижной V-A-C Foundation.

В академической сфере важное место заняла сессия, организованная в октябре 2018 года с участием различных итальянских и российских университетов, с целью зарегистрировать уровень преподавания итальянского языка в России. Это стало ценным опытом, который будет повторен и осенью этого года, с целью включить итальянский язык, четвертый по изучаемости язык в мире, в программу ЕГЭ (Единый Государственный Экзамен).

Не могу не упомянуть многочисленные арт- и фотовыставки: Элизабетты Каталано, Джозетты Фьорони, Миммо Йодиче, Элио Чол, Пино Пинелли, Марио Джакомелли и недавнюю Biennale итальянских художественных лицеев.

Еще одним важным достижением стала выставка архитектуры, посвященная одной из живых легенд, маэстро Марио Беллини, "Mario Bellini. Italian Beauty", открытая в марте этого года Президентом Палаты Депутатов Роберто Фико.

В заключение добавлю, что в целом мы реализуем порядка 120 событий в год.



С Ольгой Свибловой и Пино Пинелли, Mamm, 2016 год
Ближайшие проекты, коллаборации, выставки, фестивали?
Из ближайших проектов - выставка "60 лет итальянской моды", которая будет открыта 2 июля во Всероссийском Музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве. Это важное событие, в рамках которого российской публике будет представлена ценнейшая коллекция моды от 60-х годов до наших дней. Это возможность познакомиться не только с умением и креативностью итальянцев в этой области, но и с историей Италии в целом. Мода, несмотря на свою эфимерность, на самом деле является лакмусовой бумажкой общества, изменений, происходящих в нем, и многого другого.

Несколько слов о Вас, о Вашем background. Наиболее важные этапы в Вашей карьере?
Я закончила Università Ca' Foscari в Венеции, темой моей дипломной работы стала история русского искусства. Я писала об истории журнала "Мир искусства" и его гениального основателя Сергея Дягилева. В 1985 году, когда я защищала диплом на эту тему, мало кто в Италии знал об этом периоде и Дягилев чаще всего был известен исключительно как танцовщик!

Несмотря на то, что я защитилась, получив максимальную оценку (110 e lode) и множество интересных предложений, я решила не продолжать университетскую карьеру. Несколько лет я работала в Венеции в компании по коммуникациям и PR, которую основала с друзьями. Затем я начала работать с известными русскими режиссерами, такими как Никита Михалков и Глеб Панфилов, курируя для них важные проекты. В это же время я переехала в Рим, где я развила мою деятельность в культурной и художественной сфере. Я организовала важные выставки итальянского искусства в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, запустила фестиваль русского кино в Италии и курировала еще несколько престижных международных проектов в сфере культуры.



С Никитой Михалковым, Венеция 1989 год
Несколько слов о Вашем отце, Витторио Страда (известный итальянский славист, литературный критик и академик - прим. авт.).
Я могла бы рассказать многое о моем отце, но в этом интервью мне бы хотелось упомянуть его в первую очередь как важную фигуру не только в итальянской, но и мировой интеллектуальной среде. Безусловно, он имел наиважнейшую роль в моем формировании, и именно благодаря ему я смогла глубоко познакомиться со Вселенной под названием "Россия". Мой папа передал мне чувство этики и серьезное отношение к работе. По натуре я перфеционистка и всегда стараюсь выложиться по максимуму, когда берусь за что-то для достижения результата. 

Был ли у Вас маэстро, учитель, на которого Вы равняетесь?
В моей жизни было много важных людей. Здесь я упомяну лишь двух, очень разных между собой, но дорогих мне людей: Никита Михалков и Ольга Свиблова. Каждый из них дал мне очень много, как с профессиональной точки зрения, так и с чисто человеческой.



С Ольгой Свибловой, 2017 год
С Никитой Михалковым, в Посольстве Италии в Москве, 2015 год
Лучший совет, который Вам когда-либо дали?
Будь самой собой!




Ваши отношения с Россией и Москвой? Расскажите о "Вашей" России!
В Москве мне не просто хорошо, а замечательно! В этом динамичном и всегда пульсирующем городе я чувствую себя как в своей тарелке, как в моей естественной среде обитания. По натуре я предпочитаю активную городскую жизнь, чем спокойный уединенный образ жизни. Мне нравится быть в вихре, в центре событий, хотя это и требует большой отдачи и порой может утомлять. Русский климат меня тоже не пугает, поскольку с годами я стала предпочитать прохладу жаре.

"Моя" Москва имеет разные оттенки, поскольку я посещала ее в разные периоды и эпохи. Я помню ее в 60-е годы, когда ее краски, запахи, настроение были далекими от тех, что наполняют ее сегодня. Точно так же, как Москва конца 70-х годов, в которую я вернулась после долгого отсутствия, совершенно не похожа на Москву "лихих" 90-х, годов перемен, трансформации, когда все казалось возможным и город был похож на вулкан и роман в стиле punk dark. Сегодняшняя Москва - это столица с высоким уровнем жизни, сумевшая перестроиться в соответствии с современными веяниями.




Со стороны россиян по-прежнему уделяется много внимания Италии, итальянскому языку и культуре, made in Italy?
Русские настолько влюблены в Италию, что не замечают наших недостатков и просчетов. Этот влюбленный взгляд через розовые очки должны помочь нам итальянцам найти силы и желание стать лучше и выйти из тупика, в котором находится Италия, пусть и не только по вине самих итальянцев.

Курсы итальянского языка при нашем Институте пользуются интересом и их посещают люди самых различных категорий. Не только студенты, которые хотели бы углубиться в некоторые аспекты языка, но и те, кто по работе или из удовольствия часто бывает в Италии и хотел бы через язык узнать больше о нашей истории и культуре.

Пара культурных событий, которые, по-Вашему мнению, нельзя пропустить в России и Италии в ближайшее время?
В Москве - в Государственном Музее Изобразительных Искусств им. Пушкина выставка, посвященная коллекции Щукина, зародившейся в конце XIX века благодаря утонченному вкусу этого гениального русского коллекционера, которая, наконец, представит все ее экземпляры, объединенные в одном месте. Кому не удалось посетить эту выставку в прошлом году в Париже в Fondazione Louis Vuitton, сможет теперь полюбоваться этими шедеврами в Москве.

Что касается Италии, то в год 500-летия со дня смерти Леонардо да Винчи стоит посещения экспозиция в Pinacoteca Civica в городе Фабриано, с одним из его ранних произведений - Madonna Benois, которое Эрмитаж предоставил для этой выставки на несколько месяцев.

Что Вам особенно нравится в Вашей работе?
Мне нравятся разные аспекты. Возможность создавать проекты и работать над их реализацией, находить решения проблем, которые могут возникнуть в процессе. Моя работа дает мне уникальный шанс пересекаться с неординарными личностями, узнавать много нового, постоянно бросать вызов самой себе, а значит учиться, читать, посещать, обсуждать, открываться новым взглядам и мнениям, которые, возможно, и не разделяешь, но которые безусловно делают тебя богаче.




Ваши отношения с Римом?
После Венеции я выбрала именно этот город, прекрасный по-своему, другой красотой, более чувственной и зрелищной. Я очень люблю Рим, здесь века переплетаются между собой, барокко перекликается с древностью, каждая церковь хранит шедевры и невероятные истории, а небо имеет совершенно особый, неповторимый оттенок. И в итоге, несмотря на то, что в последние годы здесь произошел упадок, все равно стараешься забыть о проблемах, связанных с его администрацией, и просто теряешься в красоте улочек и площадей этого грандиозного города.


Ваши любимые адреса или места в Риме?
В Риме я люблю прокатиться на велосипеде вдоль набережной Тибра, в районе Trastevere, в сторону церкви Santa Cecilia.

У меня много любимых магазинов, среди них ювелирный бутик Lucia Odescalchi в vicolo del Piombo, потрясающее по красоте место в палаццо 1500 века, украшенное фресками, в котором представлены многочисленные творения этого талантливого дизайнера.

Из ресторанов люблю энотеку Corsi на via del Gesù, где можно отведать простые и вкусные блюда в почти семейной атмосфере.

Из музеев мне нравятся Museo di Roma в Palazzo Braschi и Museo Nazionale Romano в Palazzo Altemps. Из современного мне нравятся места, где можно полюбоваться работами street art, как например, квартал Tor Marancia.

Из театров я бы выделила Palladium alla Garbatella, и, кстати, люблю сам квартал Garbatella, так же как Quartiere Coppedè, созданный по проекту архитектора Джино Коппедè, чей стиль напоминает некоторые московские здания, построенные в тот же самый период.

Из любимых парков - Villa Torlonia, большой, но в то же время уютный. И там же, в районе via Nomentana, находятся впечатляющие церковь Sant'Agnese и Mausoleo di Santa Costanza, где ты буквально погружаешься в византийскую эпоху, сохранившуюся несмотря на многочисленные наслоение и изменения, проделанные на протяжении веков.


Фотографии - из личного архива Ольги Страда