venerdì 20 dicembre 2019

Открывая новые горизонты: выставка в Прато, которую нельзя пропустить!

Rome insider время от времени выходит за рамки Вечного города, расширяя свои горизонты. Поэтому когда меня пригласили в Тоскану в город Прато на открытие выставки Dopo Caravaggio. Il seicento napoletano nelle collezioni di Palazzo Pretorio e della Fondazione De Vito, организованной при поддержке мэрии Прато под руководством кураторов Нади Бастоджи и Риты Якопино, я согласилась, не раздумывая. Ведь это был настоящий подарок и удовольствие к рождественским праздникам!

Collezione Museo di Palazzo Pretorio Prato-Mattia Preti,
Ripudio di Agar, 1635-1640 ca., olio su tela, cm 185x280
Эта выставка - уже сама по себе маленькое произведение искусства, небольшая по объему, но содержащая великолепные работы, некоторые из которых малоизвестны не только широкой публике, но даже искусствоведам. Полотна из коллекций фонда Fondazione Giuseppe e Margaret De Vito per la Storia dell'Arte Moderna a Napoli и музея Museo di Palazzo Pretorio di Prato представляют собой экспозицию, цель которой - рассказать о влиянии Караваджо на стиль некоторых важных художников, работавших в Неаполе в XVII веке. Выбор полотен неслучаен и создает своего рода хронологический, тематический и стилистический диалог между фондом Fondazione De Vito, владеющим одной из наиболее интересных частных коллекций неаполитанского искусства XVII века, и Palazzo Pretorio, хранящим в своих запасниках одну из самых важных коллекций неаполитанской живописи в Тоскане. Таким образом, эта выставка объединяет частную и публичную коллекции, которые хотя и были созданы в разные эпохи и в разных условиях, рассказывают о меценатстве и любви к искусству.


Collezione Fondazione De Vito-Maestro dell’annuncio ai pastori (Juan Dò?),
Giovane che odora una rosa, 1640-1645 ca., olio su tela cm. 104 x 79
XVII век в неаполитанской живописи - одна из важнейших глав в истории искусства. Наименованный "пост-Караваджо", этот период начинается с неаполитанского натурализма, самым первым и последовательным представителем которого является Баттистелло, достигший своей кульминации в творчестве испанца Хосе де Рибера, интерпретированный в классическом ключе такими мастерами как Массимо Станционе и Бернардо Каваллино, и вплоть до Маттиа Прети, главного героя неаполитанской художественной сцены середины века наряду с Лукой Джордано. На их работах, в которых уже чувствуется след барокко, вырастут к концу века такие художники как Никола Малинконико.
Collezione Fondazione De Vito-Jusepe de Ribera,
Sant’Antonio abate, 1638 (datato), olio su tela cm. 71.5 x 65.5
Все полотна для выставки были выбраны неслучайно. Экспозиция составлена таким образом, что можно увидеть рядом произведения из обеих коллекций от одного и того же художника или же из одного и того же художественного течения, что усиливает диалог между двумя коллекциями и подчеркивает их связь.

Выставка состоит из четырех секций. Первая посвящена Джованни Баттиста Карачоло, который был знаком непосредственно с Караваджо в период его пребывания в Неаполе и который первым интерпретировал его мощный натурализм и игру света и тени, повлияв тем самым на своих соотечественников и последующие поколения. Вторая секция посвящена Хосе де Рибера, испанскому художнику, работавшему в Неаполе в период с 1616 по 1652 годы, и укрепившему как никто другой стиль Караваджо среди представителей неаполитанской школы, и Maestro dell'Annuncio ai Pastori, художнику из группы приближенных к Рибера, творчество которого подробно изучал Джузеппе Де Вито, предложив называть его Хуаном До (с чем согласилась только часть критиков). Третий раздел выставки посвящен женским фигурам в работах таких художников, как Паоло Финольо, Бернардо Каваллино, Антонио Де Беллис и других. И, наконец, последний четвертый раздел посвящен Маттии Прети, который способствовал переходу от натурализма к барокко.

Collezione Fondazione De Vito-Mattia Preti, Deposizione di Cristo dalla croce, 
Ottavo decennio del XVII secolo, olio su tela, cm. 179 x 128
Как уже было сказано вначале, это небольшая выставка, но тем она и хороша, потому что приглашает остановиться и внимательно и неспешно рассмотреть каждую картину. Помимо этого, выставка позволяет оценить по достоинству коллекцию музея, еще одного прекрасного и драгоценного памятника в бесчисленном наследии итальянской культуры, который заключает в себе душу и историю города Прато, прекрасного тосканского города. И, наконец, это возможность для посетителей и искусствоведов познакомиться с новой страницей в истории искусства.


Фотографии любезно предоставлены пресс-офисом выставки

Dopo Caravaggio. Il seicento napoletano nelle collezioni di Palazzo Pretorio e della Fondazione De Vito
До 13 апреля 2020 года
Museo di Palazzo Pretorio di Prato
Piazza del Comune - Прато, Италия
www.palazzopretorio.prato.it