lunedì 2 marzo 2020

Выставка "Elliott Erwitt.Icons"

С творчеством Эллиотта Эрвитта я знакома довольно давно. Это один из моих самых любимых фотографов, которого я без колебаний ставлю в один ряд с другими великими, такими как Анри Картье Брессон, Робер Дуано и Вивиан Майер. Его черно-белые фотографии, такие простые и спонтанные на первый взгляд, на самом деле демонстрируют высочайшее искусство владения фотоаппаратом, продуманность каждого кадра, знание технических тонкостей, врожденное чувство пропорций и красоты, наполненность смыслом. Не будем забывать, что Эрвитт снимал на пленку, и прежде, чем щелкать фотоаппаратом, должен был уже представлять себе будущую картинку. В наши дни, когда все считают себя фотографами и снимают все подряд мобильными телефонами, фотографии Эрвитта - как бальзам для глаз и души, настоящее наслаждение. Каждая его фотография - это маленькая история, рассказ.

USA. New York. 1974 © Elliott Erwitt
Поэтому, как только я получила приглашение на выставку "Elliott Erwitt. Icons", под руководством Бибы Джаккетти, с работой которой я уже встречалась в рамках еще одной великолепной выставки, посвященной Стиву МакКарри, я пошла на нее, не раздумывая. Выставка открыта в WeGil, культурном центре Regione Lazio в районе Trastevere, особенно подходящем для фотовыставок. Подборка фотографий для этой выставки, одобренная самим Эрвиттом, представляет собой "the best of the best", включая некоторые из самых известных снимков этого фотографа.

FRANCE. Provence. 1955 © Elliott Erwitt
Эллиотт Эрвитт родился в Париже в 1928 году в семье эмигрантов из России. Свои первые годы он провел в Милане, после чего в возрасте 10 лет возвращается с семьей во Францию, а оттуда в 1939 году переезжает в США, сначала в Нью-Йорк, а затем в Лос Анджелес. Во время учебы в Hollywood High School он работает в фотолаборатории, но настоящий шанс ему выпадает во время одной из его поездок в Нью-Йорк, где он встречается с такими персонажами, как Роберт Капа и Эдвард Штайхен, которым нравятся его снимки. В 1949 году Эрвитт возвращается в Европу, где много путешествует и фотографирует, особенно в Италии и Франции. Это начало его настоящей карьеры фотографа профессионала. В 1953 году Роберт Капа приглашает его присоединиться к Magnum Photos в качестве члена. В дальнейшем Эрвитт станет президентом этой ассоциации в 1968 году и продержится на этом посту в течение трех мандатов. Сегодня Эрвитт всемирно признан как один из великих маэстро фотографии и до сих пор продолжает активную профессиональную деятельность, в самых разных ее проявлениях, от рекламных кампаний и иллюстраций до продюсирования документальных фильмов и публикаций книг и фотоальбомов. Его работы были выставлены в самых престижных музеях и заведениях и в частных галереях по всему миру.

На выставке "Elliott Erwitt. Icons" представлены 50 фотографий, которые рассказывают об истории ХХ века через взгляд Эрвитта, зачастую ироничный и романтичный. Объектив этого фотографа запечатлел важнейшие моменты прошлого века, которые сегодня известны каждому. Но на выставке представлены и некоторые фотографии очень личного характера и серия автопортретов, которые демонстрируют способность Эрвитта смеяться не только над окружающим миром, но и над самим собой.


USA. New York. 1956 © Elliott Erwitt
Эрвитту посчастливилось увидеть всех и вся за годы своей работы, от Мэрилин Монро до Грейс Келли, от Че Гевары до Хрущева. Некоторые его фотографии по большому счету бесценны и вошли в анналы истории ХХ века. Но он любил фотографировать и самые обычные сцены из жизни, отдавая особое предпочтение детям и собакам, и именно за эти снимки я особенно его люблю.

USA. New York. 1999 © Elliott Erwitt
Вот, что рассказала о выставке Биба Джаккетти: "Elliott Erwitt. Icons - это концентрат гениальности Эллиотта Эрвитта, смысл его долгой карьеры и его фотографий, которые он лично предпочитает... Он является не только автором этих фотографий, но и куратором выставки, выбрав каждую из них лично вместе со мной, чтобы создать полное представление о своем взгляде на мир, от собак до политиков, от звезд кино до детей. Уникальная совокупность снимков, объединенных человечностью, легкостью и глубиной... Его фотографии повествуют о жизни, бедах, радостях и страстях, которые ее наполняют, отличаясь его уникальным стилем. Фотографии Эрвитта привлекут вас своей простотой и легкостью, чтобы оставить глубокие следы."

Помимо прочего, эта выставка еще и подарок к 92-му дню рождения, которое Эрвитт отметит в июле этого года.

USA. California. 1956 © Elliott Erwitt
По окончании выставки я задалась вопросом: "В чем загадка Эрвитта и других гениев фотографии середины ХХ века?" Были ли они талантливы по-настоящему или им просто повезло, потому что они были первыми? Смогли бы они и сегодня добиться успеха и славы и стать такими же всемирно известными?
В те годы фотографов можно было сосчитать по пальцам и они могли снимать что угодно, двигаться в любом направлении, экспериментировать. Все казалось новым и поразительным, ведь фотография являлась совершено неизведанным полем деятельности. Им было, о чем рассказать.

Не то, что сегодня, когда перед нашими глазами мелькают сотни, даже тысячи картинок в день. Любой может сделать и обработать фотографию своим мобильным телефоном за считанные минуты и тут же представить ее на суд зрителей. Пробиться в этой форме искусства и, самое главное, удивить и приковать внимание стало почти невозможно. Слишком много фотографов и слишком много фотографий. Ощущение, что сфотографировано все и вся, использованы любые фильтры и трюки, и все уже кажется повторением и набило оскомину. Кстати, это же касается и литературы, кажется, что сегодня писателей стало больше, чем читателей, но оставим эту тему на другой раз. А пока, в поисках ответа на вопросы, хочется возвращаться снова и снова к любимой классике, которая не разочаровывает, по-прежнему трогает, вызывает эмоции и оставляет след.


USA. New York. 1955 © Elliott Erwitt

Elliott Erwitt. Icons  
WeGil - largo Ascianghi, 5
Все дни с 10.00 до 19.00
До 17 мая 2020 года
www.wegil.it