mercoledì 22 gennaio 2020

Выставка в Риме, посвященная Серджо Леоне

Признаюсь, что открытие выставки в Museo dell'Ara Pacis, посвященной Серджо Леоне, одному из самых знаменитых итальянских режиссеров, поначалу оставило меня довольно равнодушной. Да, конечно, я, как и все, видела "Однажды в Америке", без сомнения, один из лучших фильмов всех времен и народов и один из моих самых любимых. Помню, впервые я посмотрела его в далеком детстве, в тогда еще Советском Союзе, в переполненном кинотеатре с моими родителями, и тогда он показался мне невероятно длинным, запутанным, скучным. В дальнейшем я пересмотрела его еще несколько раз, в разные годы, и уже восприняла его совершенно по-другому. Это как классическая литература, можно перечитывать бесконечное количество раз и снова и снова открывать для себя что-то новое.

Но когда речь идет о Серджо Леоне, в первую очередь на ум приходят все же его вестерны. Уже живя в Италии, я обнаружила, что практически все итальянцы, выросли на фильмах Серджо Леоне, его вестернах, цитируют их, знают наизусть всех персонажей и актеров. Для меня же эти вестерны оставались всегда необъяснимой загадкой. Они казались мне такими наивными и незамысловатыми, кино для мальчишек. Никогда не хватало терпения досмотреть их до конца. Одним словом, никогда не понимала, что в них такого, в этих вестернах.

И вот, когда на прошлой неделе меня пригласили посетить эту выставку в сопровождении Джан Луки Фаринелли, одного из кураторов экспозиции и директора Cineteca di Bologna, важного архива итальянского кинематографа, я подумала, что наступил наконец момент понять, раскрыть загадку Серджо Леоне, в чем заключается секрет его кино и популярности. 


Карьера Серджо Леоне была короткой (всего 6 фильмов за 20 лет), но яркой. Его судьба была предопределена с самого рождения, его отец был режиссером, а мама актрисой немого кино. Серджо начал свою карьеру с жанра peplum, но по-настоящему проявил себя, создавая вестерны. Над каждым своим проектом он работал долго и кропотливо, посвящая годы на обдумывание, мало записывая, но много рассказывая о своей задумке друзьям, сценаристам, продюсерам, снимая километры и часы кинопленки и тратя еще месяцы и месяцы на монтаж, не упуская из виду ни одной малейшей детали. Его кино было настоящим ремесленным трудом в высоком смысле этого понятия, от работы гримеров до озвучивания. Сегодня так уже не снимают, все стало быстрее и компьюторизированнее. Но, возможно, именно поэтому каждый его фильм уникален, и сейчас это становится очевидным как никогда. 



Будучи римлянином до мозга костей, он при этом не снял ни одного своего фильма в Риме. Более того, его вестерны, место действия которых - Америка, на самом деле снимались в Испании, но все было настолько правдоподобно, что никто и не сомневался, что видит на экране Дикий Запад. 


Кульминацией его творческой карьеры стал фильм "Однажды в Америке", к которому по грандиозности должен был присоединиться еще один его проект, посвященный блокаде Ленинграда во время Второй Мировой Войны, к сожалению, так и не реализованный из-за скоропостижной кончины Леоне. 


Стали уже нарицательными коллаборации Серджо Леоне с композитором Эннио Морриконе (оказывается, они были знакомы с детства и даже вместе учились в школе!) и с Клинтом Иствудом, ставшим тем самым "Клинтом Иствудом" именно благодаря фильмам Леоне. А сколько еще других известных актеров снимались в его фильмах! Клаудия Кардинале, Чарльз Бронсон, Джан Мария Волонте, Генри Фонда и многие другие. Леоне любил лично проигрывать каждую сцену, демонстрируя актерам свой замысел, он полностью погружался в жизнь на киноплощадке. 



Серджо Леоне не скрывал, что часто черпал вдохновение в работах других режиссеров, например, в фильмах Акиры Куросава. Но он сам как никто другой повлиял в дальнейшем на последующие поколения режиссеров, от Квентина Тарантино до Стивена Содерберга, от Мартина Скорсезе до Стивена Спилберга, от Фрэнсиса Форда Кополлы до Джорджа Лукаса, от Клинта Иствуда до Энга Ли. Отсылки к его фильмам и стилю можно встретить в огромном количестве известных фильмов, от крупных планов до кадров с акцентом на детали, длительных, но многозначительных пауз, графического оформления, важности музыки. 


В общем, по окончании выставки я поняла, что Серджо Леоне - это необъятная вселенная, намного больше, чем просто фильмы про Дикий Запад, про плохих и хороших. В его мир и творчество можно погружаться с интересом снова и снова, он оставил нам бесценное наследие, и сегодня его с уверенностью можно поставить в один ряд с другими великими итальянскими режиссерами.



Выставка "C'era una volta Sergio Leone"
Museo dell'Ara Pacis
Lungotevere in Augusta - угол via Tomacelli 
До 3 мая 2020 года