martedì 14 febbraio 2017

Выставка "Lapidarium" Густаво Ачевеса

"My fundamental thought is that art serves to humanize mankind,
this is the value of the arts and I believe that a more humanized man
will create a more humanized civilization,
and a more humanized civilization will be a more peaceful society."
Gustavo Aceves



Одним из самых незабываемых впечатлений за последние дни для меня стало посещение выставки Lapidarium мексиканского скульптора и художника Густаво Ачевеса. Поводом послужила презентация каталога "Gustavo Aceves. Lapidarium" от Palombi Editori, посвященного этому грандиозному проекту, на которой среди прочих лиц присутствовали сам автор, посол Мексики в Италии господин Хуан Хосе Герра Абуд, директор музея Mercati di Traiano Лукреция Унгаро, известный арт-критик Филипп Даверио, автор книги Франческо Буранелли и другие.


Густаво Ачевес
Lapidarium - это touring exhibition, то есть выставка, путешествующая по миру. Первые скульптуры этого проекта были представлены в Италии в городе Пьетрасанта в 2014 году, официальная презентация прошла в 2015 году в Берлине, в 2016 настала очередь Рима, после Рима последуют Афины, планируются также Стамбул, Париж и Венеция, а последним этапом станет Мехико в 2018 году.

Lapidarium - это комплекс монументальных скульптур, в Риме их представлено 40, и расположены они не в одном месте, а сразу в нескольких разных точках города: Mercati di Traiano, на площади у Колизея и рядом с Триумфальной аркой Константина.





Помимо самой возможности посетить эту великолепную выставку, имеющую невероятный успех у римлян и гостей города, мне еще и выдался уникальный шанс сделать это в сопровождении самого автора, Густаво Ачевеса. Невозможно передать, сколько интересного он рассказал о том, как работает над этим проектом, как работал над его римской частью, о том, что его вдохновляет. Мы проходили мимо его работ, задавали ему вопросы, на которые он вежливо отвечал, разрешал потрогать свои творения, обращал наше внимание на детали, делился своими воспоминаниями, о том, как создавал их, как устанавливал. Такое не прочитаешь ни в одном пресс-релизе и не услышишь ни на одной пресс-конференции!


Lapidarium - это не законченный проект, а work in progress. По окончании мирового тура скульптур должно стать 100. Поскольку в каждом новом городе, в котором представлена выставка, появляются новые работы, органично вплетенные в контекст города и того места, где они установлены. Ачевес досконально и заранее изучает каждый метр пространства, где будет стоять скульптура. Например, он рассказал, что в Mercati Traianei он точно знал, что поставит у останков колонн из белого мрамора, а что - на фоне красных кирпичных стен. Он изучал позиционирование скульптуры, высоту пьедестала, все ракурсы и открывающиеся виды. И даже поверхность, на которой установлены скульптуры. Ведь на древнеримском форуме практически все дороги и тропинки вымощены огромными камнями, что делает поверхность неравномерной и шаткой. Чтобы стабилизировать монументальные скульптуры, надо было что-то придумать. Так родилась идея установить их в песке. Просто и гениально!


Все скульптуры представляют собой лошадей, дополненных всего несколькими ключевыми элементами: лодками, африканскими статуэтками, черепами. Конные скульптуры разного цвета: белые, красные, черные, зеленые, коричневые, выполненные из бронзы, мрамора, дерева, железа и гранита. Кони как параллель с людьми, с народами, простая и всем понятная метафора. Каждая скульптура, как будто незаконченная или появившаяся из археологических раскопок, - как фрагмент мировой истории, как чья-то жизнь, со своей собственной историей, потерями, болью. Скульптуры похожи между собой и в то же время все они разные, нет ни одной одинаковой.




Основная мысль этого проекта - тема миграции, начиная с античных времен, когда целые народы были вынуждены перемещаться, чтобы выжить, создавая диаспоры и новые поселения, от первых людей, переместившихся из Африки на европейский континент и до евреев, армян, курдов. Или чтобы завоевывать, как испанцы в XVI веке, приплывшие к Америке, к земле ацтеков. Автор напоминает нам об этом, чтобы мы не забывали нашу историю. Чтобы мы помнили, что наша цивилизация - это смешение разных культур.



Густаво Ачевес родился в Мексике, но вот уже несколько лет как живет и работает в Тоскане, в городе Пьетрасанта, где сосредоточена большая часть лабораторий, знаменитых литейных цехов и мраморных карьеров, в которых он создает свои скульптуры. Кстати, во время вечера я познакомилась с одним из мастеров, тесно сотрудничающих с Густаво, синьором Энрико Сальвадори, который рассказал много интересного о своей работе. 

В заключение приведу слова профессора Франческо Буранелли, куратора выставки, с которыми я полностью согласна: "Эта выставка заставляет почувствовать вибрацию эмоций. Именно такие вибрации делают творения и художника великими".


Выставка продлена до 5 марта 2017 года, так что у тех, кто еще не успел ее посетить, есть шанс это сделать. Ну а если такой возможности нет, то можно приобрести великолепный каталог, объемный том с фотографиями и текстами, который задокументировал выставку и передал мысль художника.


Фотографии - Антонио Де Паолис