martedì 24 novembre 2015

Интервью с Еленой Килман из Elena Kihlman Design

Как многие, наверное, уже успели заметить, район Monti – один из моих самых любимых в Риме. Мне нравятся его улочки, кафешки, магазинчики, ателье. Monti – это история, с античных времен по наши дни. Monti – это ремесленные традиции. Именно здесь находятся многочисленные студии, ателье, лаборатории, в которых вручную делаются свечи, обувь, украшения, скульптуры, мозаика, стекло, кожаные изделия, одежда, шоколад, хлеб… Monti – это люди, коренные римляне, приезжие, иностранцы, влюбоенные в Рим и в этот район.

Сколько встреч и интересных знакомств подарил мне район Monti! Достаточно пробежаться по архивам моего блога, в которых наберется с десяток интервью и постов, связанных с этим кварталом. И вот к ним добавляется еще одно новое интервью, с Еленой Килман (Чилман, если уж быть совсем точными, поскольку фамилия шведская и читается именно так), у которой в Monti на via Urbana расположена своя студия и магазин Elena Kihlman Design. Мимо него я проходила столько раз, что рано или поздно мы должны были встретиться и познакомиться. И вот, наконец, это случилось.


Елена – талантливый финский дизайнер русского происхождения, с интересной личной историей. Она специализируется на разработке и изготовлении декоративных тканей, предметов интерьера, а также модных аксессуаров, в первую очередь сумок. Ее изделия являются результатом сочетания идей Елены и старинных методов, в результате чего получаются вещи современного дизайна, неразрывно связанные с ремесленными традициями. Об этом и о многом другом мы и поговорили с Еленой во время нашей встречи.

Елена, расскажите немного о себе и о зарождении Вашего дела и Вашего бренда.
Я родилась в России, в Ленинграде, училась и работала в Финляндии, и теперь живу в Риме.

В начале 90-х годов я уехала в Финляндию, где в 2002 году закончила Аалто Университет промышленного дизайна и исcкуства в Хельсинки, факультет моды и текстильного дизайна со степенью магистра Master of Art. В России я училась на историческом факультете, меня интересовала история, мне нравилось рисовать, даже подумывала поступать в Текстильный институт в Петербурге. Поначалу в Финляндии я не знала, чем заняться. Мне хотелось найти что-то, связанное с рисованием, с творчеством, так я стала интересоваться школами дизайна. Сначала я поступила в Институт прикладного искусства, где проучилась 2 года (очень важный этап, который приучил меня смотреть на дизайн с технологической и практической точек зрения, а не просто красоты), и только потом перешла в Университет промышленного дизайна.

После окончания  обучения я работала дизайнером моды в Хельсинки, разрабатывая коллекции меховых и кожанных изделий и сумок для финских и итальянских фирм. Наряду с этим уже пробовала создавать свои собственные коллекции одежды.

Mое непосредственное знакомство с итальянским дизайном и модой началось в 1998 году, когда я приехала в Милан по учебному обмену (Erasmus programm) для расширения творческих взглядов и обогащения опыта работы в сфере дизайна. Затем с 1998 по 2000 год я училась в Милане в IED благодаря гранту и работала стилистом в одной студии фотографии моды. В 2003 году я вернулась в Милан, на стажировку в фирму I santi, изготовляющую собственные коллекции сумок. Эта фирма, основанная в 1947, сочетает в себе сильные традиции мастерства и инновационные решения. Так что, можно сказать, что эта стажировка стала для меня важным опытом. В 2006 году я окончательно переехала в Италию, в Рим, и начала разрабатывать коллеции декоративных тканей и предметы интерьера.




Что влияет на Ваше вдохновение, на творческий процесс? И какие характеристики важны для того, чтобы стать хорошим дизайнером?
На мое вдохновение влияют очень разные вещи. Разумеется, невозможно сидеть в пустой комнате и творить. Нужно быть как губка, впитывать в себя всю информацию, больше читать и следить за всем самым интересным в искусстве, дизайне, моде. Очень важно наблюдать за людьми, чем они пользуются, какой техникой, что нужно современному человеку. Это очень важно для меня как для дизайнера с точки зрения функциональности тех предметов, которые я потом создаю. Любознательность – возможно, одна из главных и важнейших характеристик для творческого человека. Дизайнер должен быть любопытным, любознательным.

Природа, пейзажи, путешествия тоже очень богатый источник для идей. Во время поездок можно фотографировать разные моменты, предметы, детали, которые потом могут привести к интересным идеям. Например, в августе я была в Нью-Йорке, впервые, мне очень понравилось. Поездка получилась такой насыщенной, я привезла более 300 фотографий с тем, что меня там вдохновило, с самых низов и вплоть до небоскребов, все крупные музеи. Эмоций была масса! Я уверена, что через какое-то время они преобразуются во что-то конкретное и в моей работе. Когда ты дизайнер, то практически нет разделения между работой и отдыхом.

Еще я заметила, что то, что зарождается само по себе, самым естественным образом, оно как правило срабатывает. Я думаю, что интуиция - еще одно очень важное качество для дизайнера, порой ты чувствуешь прямо на каком-то интуитивном уровне, что вот она, та самая, правильная идея. А порой пытаешься сделать что-то эдакое, что должно обязательно понравиться, но из этого ничего не выходит.




Разумеется, необходимо предлагать не только новые идеи, но и доводить их до конца, с точки зрения технической, производственной, качественной. Одним словом, нужно много работать, если хочешь, чтобы тебя заметили и в тебя поверили.

И еще предчувствие, предвидение того, что будет в тренде, это тоже очень важно. Иногда что-то сделал, а через пару лет видишь, как вдруг нечто похожее появляется везде. Хотя я лично стараюсь не следовать трендам. Может быть, именно поэтому я немного отошла от моды, ведь когда делаешь коммерческие коллекции, неизбежно приходится следить за трендами. Работая же над дизайном для интерьеров, я стала больше работать с частными клиентами, поэтому больше ориентируюсь на их вкус, а не на тренды. Из того, что касается моды, я сейчас делаю только сумки.


Ваш дизайн позиционируется в первую очередь, как дизайн Северной Европы. По-прежнему ли та культура остается для Вас базовой? Или все же годы жизни в Италии оставили свой отпечаток?
Думаю, что тот факт, что я родилась, выросла и долгое время жила на севере, все-таки наложил неизгладимый отпечаток. Моя цветовая палитра – это однозначно север.




Конечно, Италия и особенно Рим тоже сильно влияют, я это чувствую все сильнее с каждым разом.

Когда говорят о скандинавском дизайне, обычно подчеркивают простоту линий, минимализм, функциональность. Хотя я вижу, что и итальянцы, например, придают этому не меньшее значение. Поэтому можно сказать, что мне повезло и мне не приходится ломать себя и мое творческое видение.

В любом случае я очень рада, что судьба занесла меня вначале в Финляндию, и что я изучала дизайн именно там, потому что там я получила очень сильную базу, которая до сих пор мне помогает. Что скрывать, когда я представляю мои работы как финский дизайнер, это сразу вызывает интерес и любопытство, ну а остальное делают уже сами мои работы. Надо отдать должное итальянцам, поскольку они обладают инициативностью, и когда видят что-то новое, готовы рисковать и идти навстречу.

Какие материалы Вы используете?
Для моих текстильных коллекций я использую высококачественные материалы, такие как  лен  и хлопок, которые украшаю рисунком из волокон шерсти, шелка и альпаки с помощью текники валяния, текстильных красок, все вручную. Все материалы закупаются у итальянских призводителей.

В 2013 году мы стали разрабатывать новый материал в партнерстве с двумя фирмами из Тосканы, которые зарекомендовали себя как лидеры made in Italy в сфере  производства войлока и пробки.



Выбор этих двух материалов был сделан из-за их характеристик. Мы их объединили, с помощью тепловой сварки, и в результате получили новый материал, стойкий и функциональный, легкий, водонепроницаемый, складывающийся и легкий в уходе. Я использую его для многих моих изделий.

Работаете ли Вы на заказ?
Все ткани я делаю на заказ, начиная от выбора материала и рисунка, до цветовой гаммы и размеров. С клиентом оговариваются все детали, после чего уже выполняется заказ. Я создаю каталог образцов, который есть у меня и в некоторых шоу-румах, с которыми я сотрудничаю, который служит базой.

Вообще индивидуальный подход я начала использовать еще в Финляндии. Там одним из моих частных клиентов была финский премьер-министр, Аннели Яаттеэнмяки (фин. Anneli Jäätteenmäki), я была ее стилистом.

А как родилось Ваше сотрудничество с ней?
Когда я работала над моей дипломной работой, профессор, которая курировала меня, предложила проект для гала-вечера по случаю Дня Независимости Финляндии для министра образования, которая хотела поддержать наш университет и дать шанс некоторым студентам. Моя презентация и мои работы понравились министру, и так я начала сотрудничать, сначала с ней, а потом и с другими официальными лицами.

Через какое-то время после этого опыта я отправила письмо премьер-министру, вернее ее ассистентке, предложив ей себя в качестве стилиста. И неожиданно она мне позвонила, сама лично, и сказала, что ее заинтересовали мои работы. Так мы и встретились.

Слушая Вас, я понимаю, что Финляндия в этом смысле все-таки – уникальная страна. Я с трудом себе представляю нечто подобное в Италии или в России.
Может, потому что это очень маленькая страна. А может, потому что в скандинавских странах другой менталитет и отношения.

Вы работаете одна или у Вас есть за плечами команда?
Идеи исходят от меня и Ренато, моего компаньона, по жизни и по бизнесу. Он по характеру больше теоретик, часто подкидывает мне интересные идеи, а я уже их развиваю, задумываясь над практической стороной, над всеми деталями и над их воплощением в жизнь. У нас есть изделия, созданные по его идеям, которые мы продаем с успехом уже годами.

Декор тканей, а также работа над аксессуарами для дома и сумками, начиная с дизайнерских рисунков и включая разработку пробных моделей, делается в моей студии. Затем все изделия изготавливаются на заказ командой мастеров в Риме. Я сотрудничаю с некоторыми ателье, специализирующимися на разных аспектах. Еще я работаю с изготовителями тканей. В магазине вместе со мной работает Валентина, у нее степень магистра и она говорит на нескольких языках, что абсолютно важно в нашем концептуальном магазине, куда заглядывает очень много иностранцев. Для нас очень важно не только то, что мы продаем, но и как мы работаем с клиентом. Мы рассказываем не только о нашем магазине, но и о квартале Monti. Людям нравятся истории. Поэтому способность к storytelling – очень важное качество при работе в бутике.


Когда имеешь свой бизнес, то приходится быть универсальным и все успевать: и придумывать новое, и моделировать, и контактировать с поставщиками, и заниматься маркетингом, и продавать, и участвовать в выставках. Иметь группу профессионалов в распоряжении – это очень важно, но на них надо сначала заработать. Первые годы мы работали только вдвоем, целыми днями, без выходных. И только сейчас мы можем себе позволить брать людей в команду или привлекать профессионалов к сотрудничеству, как например фотографа для создания каталога. Наличие команды – это важно для роста, это своего рода инвестиция.

Несколько слов о Вашем concept store.
В 2009 году я реализовала важный проект, открыв концептуальный магазин в центре Рима, где представлены как мои собственные коллекции, так и тщательная подборка изделий от лучших современных дизайнеров и художников из Северной Европы: ткани и аксессуары для интерьера, изделия из фарфора, керамики и дерева. Среди представленных брендов iittala, датская фирма Aida, дизайнер Лиза Ларсон из Швеции, создательница керамических изделий Аура Кайас из Финляндии, есть некоторые голландские бренды.





Конечно, выбирая изделия и бренды, мы стараемся учитывать вкусы покупателей, а не только наши собственные. Также у нас есть shop online, это дает возможность работать со всем миром. Кстати, мы уже стали своего рода культурным центром для многих скандинавов, которые живут в Риме, иногда мы устраиваем здесь выставки работ финских художников, отмечаем национальные финские праздники, сотрудничаем с финским посольством.



А как получилось, что Ваш бутик находится именно в районе Монти?
Когда я переехала в Рим и начала создавать коллекции тканей, я сотрудничала с разными шоу-румами и клиентами. У одной из моих клиенток был магазин тканей и тут же поблизости студия. Через какое-то время она должна была уехать в другую страну и предложила мне свое место, которое мне всегда очень нравилось. Так появился мой магазин.

Monti - это один из самых старинных районов Рима, самый центр, с богатыми ремесленными традициями, здесь много туристов и итальянцев, но это не проходной двор. Поначалу via Urbana была очень тихой улочкой, но постепенно здесь стали открываться магазины, очень характерные, ни на кого не похожие, и привлекать покупателей. Мне кажется, в этом есть и наша заслуга, благодаря ассоциации via Urbana, которую организовал Ренато. Идея этой ассоциации – объединить усилия, поднять уровень этой зоны и вернуть значимость всего квартала, этой улицы и тех, кто здесь работает.


Если бы я должна была выбрать только одну вещь от Elena Kihlman, что бы Вы мне посоветовали?
Например, я бы посоветовала изделия из нашего нового материала, пробки с войлоком.



Или сумки, которые я создала по принципу оригами, то есть они  складываются и раскладываются, превращаясь из плоского квадрата в большую сумку, эта модель присутствует в нашем ассортименте с самого начала, и мы постоянно улучшаем ее, оттачивая и добавляя какие-то детали, например, удобные карманы на молнии, регулируемые плечевой и поясный ремни, карман для РС, меняя материалы. Летом мы делаем ее из льна, сейчас из вощенного, непромокаемого хлопка, в планах сделать ее со ставками из кожи или полностью из кожи. При создании сумок их функциональность и практичность являются для меня наиболее важными критериями. Наши сумки удобны в городской жизни, для прогулок, во время езды на велосипеде или скутере.


Ваши следующие ближайшие проекты?
Самый главный проект на ближайшее время – это наше участие в выставке Maison&Objet в Париже, с 22 по 26 января. В Европе это, пожалуй, самая важная выставка во всем, что касается дизайна и lifestyle. Попасть туда очень сложно, это почти конкурс, и необходимо иметь рекомендацию от другого постоянного участника. У нас там будет стенд, так что буду рада встретиться со всеми заинтересованными в нашей продукции и в сотрудничестве.

Мы давно подумывали попробовать принять участие в этой выставке, но вот собрались только сейчас. Хотя я вообще думаю, что все приходит в свое время, в нужный момент. Сейчас мы созрели и готовы сделать эту инвестицию.

Конечно, мы не забываем и про Италию, и следующей осенью планируем принять участие в выставке Homi в Милане.

Не жалеете ли Вы, что в свое время уехали из Финляндии в Италию, с точки зрения бизнеса?
В Финляндии более организована повседневная жизнь, но с творческой стороны переезд в Италию – это шаг вперед. В любом случае я не жалею. Мне хорошо там, где я могу работать и осуществлять мои творческие планы, это самый главный критерий для меня.

Что Вам нравится в Вашей работе?
Моя работа – это смысл моей жизни. И это откладывает отпечаток на все. У меня всегда под рукой блокнот, куда я все зарисовываю и записываю, даже когда я в отпуске. Вдохновение или интересные мысли могут нагрянуть неожиданно.


Могу точно сказать, что мне не нравится, вообще по жизни, – это рутина. К счастью, в моей работе ее практически нет. Здесь все время происходит что-то новое, происходит движение вперед.

А не было ли у Вас мыслей по молодости, еще в студенческие годы, например, устроиться в крупную дизайн компанию, а не заниматься своим собственным бизнесом?
Были, конечно, и даже сейчас иногда возникают, но потом я говорю себе, что все сложилось как надо, как лучше для меня. Думаю, что я – врожденный предприниматель, слишком независимая, чтобы работать на кого-то и подстраиваться.


Какие у Вас сейчас отношения с Россией? Планируете ли Вы там какой-то бизнес?
С Россией мне бы хотелось работать, хотя, к сожалению, очень редко там бываю. Мне было бы интересно установить отношения с шоу-румами, магазинами и студиями дизайна, архитекторами, дизайнерами интерьера.

Ваши отношения с Римом, что Вам здесь нравится и не нравится?
Моя история с Италией началась с Милана, поэтому, сравнивая Рим с Миланом, я могу сказать, что здесь все-таки больше умеют наслаждаться жизнью. Это вовсе не означает, что римляне несерьезно относятся к работе, просто они менее на ней зациклены. Конечно, в Риме хватает бюрократии, некоторые зоны очень грязные, очень много пробок и проблем с общественным транспортом. Но все же я думаю, что у людей часто срабатывает мысль, что “у соседа трава зеленее”. Например, после поездки в Америку, я по-настоящему оценила парки Рима, его кафе и рестораны, оценила спонтанность и теплоту в отношениях.

Ваш любимый адрес или место в Риме?
Мне нравится Фраскати, город недалеко от Рима, его виноградники, виллы, его холмы, с которых при хорошей погоде даже виден Рим!

Фотографии - Антонио Де Паолис


via Urbana, 101
страница Facebook