martedì 12 novembre 2013

"Сталинград" и Римский кинофестиваль


Начну с того, что я совсем не собиралась идти смотреть фильм "Сталинград" Федора Бондарчука. Увидев постер и трейлер, я совершенно им не прониклась, более того, меня даже как-то покорежил столь неприкрытый "голливудский" стиль. Да и вся полемика вокруг этого фильма в России не способствовала созданию хорошего мнения об этой ленте. Но когда, просматривая программу 8ого Римского кинофестиваля, я обнаружила в ней этот фильм (вне конкурса), я решила, что критиковать, не посмотрев, легче всего, да и неправильнее всего. Поэтому решила пойти именно на этот фильм. Чтобы наконец решить, нравится мне он или нет.

Премьерный показ состоялся в воскресенье вечером. Вход в зал для просмотра фильма уже сам по себе напомнил "наступление на Сталинград". Ажиотаж был создан дамой из персонала Auditorium, с ярко-выраженным славянским акцентом, которая громким голосом распоряжалась, кому в какую очередь вставать, заставляла всех сдавать зонтики и рюкзаки в гардероб и почему-то настаивала на том, что не всем может хватить места в зале. В итоге это привело к тому, что все начали волноваться, забыли про красную ковровую дорожку, на которой в этот момент позировала чета Бондарчуков и актеры, и выстроились в холле в живую очередь. В конце концов все зашли, и зрители, и пресса (и даже, по-моему, остались свободные места), хоть и понервничали. Все-таки с организационной точки зрения фестиваль еще хромает, но не будем особо заострять на этом внимание. 

Зал на две трети был заполнен русскими зрителями. На римской премьере присутствовали режиссер Федор Бондарчук, продюсер Александр Роднянский, актеры Петр Федоров, Томас Кречман, Мария Смольникова, Янина Студилина. 


Без преамбул скажу, что это все-таки не "мой" фильм. Он вызвал у меня точно такую же реакцию, как в свое время "Pearl Harbor". То есть хорошо скроенная, профессионально выполненная работа. Но без души. Все эти спецэффекты, драматическая музыка как фон, пусть даже от такого композитора как Анджело Бадаламенти, взрывы и языки пламени не трогают меня совершенно. Потому что я выросла на таких фильмах о войне как "Судьба человека", "А зори здесь тихие", "Летят журавли", "Они сражались за Родину" и многих-многих других. Где было мало, а порой и ни одной сцены сражения, ни кровинки, ни пулеметной очереди. И уж точно никаких спецэффектов. Зато были актеры, были истории, были герои, были режиссеры, которые умели рассказать про войну без всего этого и приковывали к экрану и заставляли плакать каждый раз. 

И все же я не хочу критиковать Бондарчука. Потому что понимаю, что он сделал фильм о войне не для моего поколения. А для тех, кому сегодня лет двадцать, и кто толком даже не знает, что такое Сталинград. Для тех, кто не будет смотреть по телефизору "А зори здесь тихие", потому что для них кино - это только если 3D и спецэффекты. 

Бондарчук сделал современный фильм про войну. Пытаясь рассказать про нее совсем молодым. Пытаясь доказать, что и русские могут снимать не только авторское кино для избранных, но и зрелищные картины похожие на игры из Playstation, те что называются одним емким словом "блокбастер". Не забывая при этом напомнить, в первую очередь западному зрителю, что войну все-таки выиграли не только американцы. Поэтому и есть в фильме та доля патриотизма, которая в России может казаться пафосной, но вполне приемлемая за границей. Как говорится, пусть знают наших. В конце концов, те же самые американцы вовсе его не стесняются, этого патриотизма, и демонстрируют его при любом, удобном и неудобном случае. 


Ну а сам фестиваль продолжается. Если хотите проникнуться его атмосферой, то обязательно посетите Auditorium Parco della Musica, его ядро и его сердце, напоминающий в эти дни переполненный и жужжащий улей. Все-таки приятно видеть как кино объединяет совсем юных фанатов Скарлетт Йохансон, Руни Мара и Дженнифер Лоуренс и тех, что постарше, критиков со стажем и блоггеров, прославленных итальянских актеров и героев популярных сериалов, тоже пришедших на фестиваль. 






















Помимо самих фильмов, я бы отметила выставки Massimo Troisi regista и Ritratto di Anna Magnani, представленные в Auditorim, и Bellissime, icone di ieri nella Roma di oggi в Casa del Cinema, встречи с актерами и режиссерами (среди которых Джонатан Демми, Спайк Джонз, Кристиан Бейл, Кейси Аффлек, Уэс Андерсон) и круглые столы, один из которых посвящен творчеству Алексея Юрьевича Германа и его последнему фильму "Трудно быть Богом", который будет показан на фестивале.