lunedì 14 ottobre 2019

Поэтическая прогулка по набережной Тибра

Первое воскресенье октября в Риме было отмечено необычным и знаменательным событием "Rovine. La nostalgia del poeta" - поэтической прогулкой вдоль Тибра, от Isola Tiberina до Piazza Tevere, в компании новозеландского актера Мартона Чокаша (известного по участию во многих успешных и любимых публикой фильмах и снявшегося у таких режиссеров, как Джордж Лукас, братья Коэн, Ридли Скотт, Тим Бартон; он также часто играет в различных театральных постановках и даже основал экспериментальную театральную кампанию Stronghold Theatre) и итальянского поэта Габриэле Тинти.







Во время прогулки Мартон прочитал стихи Габриэле, вдохновленные фигурой древнегреческого бога Аполлона, покровителя искусства и поэзии, чья статуя была обнаружена именно в этой части Рима в 1891 году.







Это мероприятие стало частью программы "Racconti di Trionfi e Lamenti", организованной Tevereterno Onlus под руководством Валерии Сассанелли и Карло Гаспаррини при поддержке I муниципалитета римской мэрии и в сотрудничестве с Museo Nazionale Romano, Palazzo Naiadi The Dedica Anthology и Fondazione Cultura e Arte. Программа была запущена в 2017 году, вдохновившись арт-проектом Triumphs and Laments известного южно-африканского художника Уильяма Кентриджа, посвященного Риму.

Найденная статуя является копией бронзовой скульптуры, которую скорее всего выбросили в Тибр первые христиане, чтобы очистить город от позорного на их взгляд римского преклонения перед фальшивыми богами. Статую нашли расчлененной, затем ее воссоединили и поместили в Museo Nazionale Romano.

Целью прогулки и чтения было желание воссоздать сцены находки и перевозки Аполлона с набережной в город. Прогулка завершилась как раз напротив фигур Аполлона и Дафны, являющихся частью монументальной настенной живописи Кентриджа, своего рода современной интерпретации знаменитой скульптуры Джан Лоренцо Бернини.





Великий итальянский скульптор создал своего Аполлона, вдохновляясь античной статуей, в то время как Кентридж вдохновлялся шедевром Бернини, включив его в свою процессию древне-римских поражений и триумфов. Габриэле Тинти в свою очередь черпал вдохновение в мифах и в этих художественных интерпретациях, чтобы рассказать о ностальгии поэта по этим далеким мирам. Эта игра отсылок является частью экфрасиса, литературного описания произведений искусства, которое по утверждению французского философа Мишеля Фуко является "описанием битвы" между произносимым и видимым, между представлением устным и визуальным.


Фотографии - Антонио Де Паолис