lunedì 11 aprile 2016

Интервью с Ромоло Бальцани, художественным руководителем Oratorio del Gonfalone

Я уже неоднократно писала, что Рим - это бесконечная череда открытий и сюрпризов. Когда тебе кажется, что ты уже видел все основные достопримечательности и даже те адреса, которые знакомы не всем, что тебя уже трудно чем-то удивить, что ты уже всех знаешь, как вдруг этот город преподносит тебе очередной сюрприз.

Так случилось с Oratorio del Gonfalone. Этот концертный зал, устроенный в бывшей оратории, расположился на одной из боковых улочек, расходящихся от via Giulia.


О нем я узнала совершенно случайно. 1-2 раза в месяц здесь устраиваются концерты классической музыки. Уже этого было достаточно, чтобы заинтересовать меня. Признаюсь, что с годами я все больше и больше ценю классику и нахожу в ней те основы, на которых строится все современное искусство, будь то музыка, литература, живопись, архитектура, дизайн. Классика привносит красоту в нашу жизнь, ощущение вечности и успокоения, напоминает нам о том, что все преходяще, но прекрасное остается навсегда.

Прежде, чем взять интервью у художественного руководителя Oratorio del Gonfalone, маэстро Ромоло Бальцани, я побывала на одном из концертов, на выступлении Trio Raffaello, во время которого были исполнены произведения Бетховена и Мендельсона. Это был незабываемый вечер! Сравнительно небольшой зал, стены и потолок которого полностью покрыты фресками, которыми можно любоваться до бесконечности. Высочайшее мастерство музыкантов, отыгравших на одном дыхании, которых по окончании концерта публика не хотела отпускать, вызывая на бис снова и снова. И музыка, такая волшебная, когда слушаешь ее вживую.




Это была встреча с прекрасным, которое, как оказалось, находится тут же, рядом с нами, и к которому можно прикоснуться в любой момент, даря себе незабываемые мгновения. Именно с такими мыслями я и вышла с концерта и подготовила вопросы для маэстро Бальцани.


Господин Бальцани, для начала хотелось бы узнать немного об истории Oratorio del Gonfalone. 
Oratorio del Gonfalone, в котором в XVI веке заседало братство Confraternita del Gonfalone, является одним из красивейших мест в Риме. Его называют "La Piccola Cappella Sistina" - миниатюрной Сикстинской капеллой из-за фресок, полностью покрывающих стены и потолок оратории, выполненных художниками эпохи римского маньеризма. В 1999-2000 годах фрески были отреставрированы по запросу нашего Президента Эмилио Ачерна, под руководством комиссии по культурным и историческим ценностям Рима.




Возрождение Oratorio del Gonfalone - во многом заслуга Маэстро Гастоне Тозато, который в 50х годах учредил хор Coro Polifonico Romano, запустив тем самым концертные сезоны в Oratorio. В этом году мы отмечаем 65ый сезон. 

Как подбирается репертуар?
Gonfalone представляет собой отличный зал для определенного типа музыки, в первую очередь периодов барокко и Возрождения. Но это не исключает из нашей программы и музыкальные произведения из других исторических эпох, таких как ХХ век и джаз. Как правило, программу составляю я, в сотрудничестве с музыкантами.


Как зародилось Ваше сотрудничество с Oratorio?
Еще в 70х годах, когда я учился в Консерватории, я уже посещал этот концертный зал в качестве слушателя. Мой учитель Маэстро Анджело Персикилли был одним из основных исполнителей, а в дальнейшем он возглавил Gonfalone в качестве художественного руководителя, заступив на место Гастоне Тозато. Затем, в конце 80х, я был включен в концертную программу по приглашению Маэстро Тозато, это была неописуемая эмоция!

Какие цели Вы ставите перед собой в качестве художественного руководителя?
Основные цели - это музыка и исполнители высокого уровня, знакомство с малоизвестными музыкальными произведениями. Мне хотелось бы вызвать интерес к музыке и к Gonfalone среди молодой публики и продвигать молодые таланты.


Вам приходится преодолевать много проблем, на административном, бюрократическом уровне? Или же наоборот, Вам оказывают помощь?
Трудностей очень много, ресурсов, к сожалению, все меньше и меньше, но это проблема культуры, которая ценится и поддерживается все меньше в целом по всей Италии, а не только Gonfalone.

Где Вы учились и выступали?
При римской консерватории со средней школы, где мне посчастливилось встретить моего Маэстро Анджело Персикилли, которому я многим обязан. Как флейтист сначала я выступал несколько сезонов с оркестром Академии Santa Cecilia, затем в качестве первой флейты в Orchestra Regionale del Lazio. Помимо этого я выступал в качестве первой флейты и с другими престижными итальянскими оркестрами, такими как Orchestra Filarmonica della Scala di Milano, l'Orchestra del Teatro La Fenice di Venezia, l'Orchestra Sinfonica Abruzzese и l'Orchestra Sinfonica di San Remo. 

В настоящий момент помимо прочего я преподаю флейту в консерватории L. Cherubini во Флоренции, а до этого преподавал 10 лет в городе Беневенто. Также хотел бы упомянуть замечательный опыт в качестве доцента за границей, в дублинской Royal Irish Academy и в 2015 году в Турции в Izmir State Conservatory (Dokuz Eylül Üniversitesi). 

Как подбираются музыканты для вашей концертной программы?
Выбор зависит от многих факторов: соответствие программной политике Gonfalone, разнообразие программы и др. Обычно я связываюсь с музыкантами, побывав на их выступлениях. Конечно, я всегда готов прослушать новые имена. Признаюсь, моя роль требует многих усилий и ответственности, но безусловно, это очень интересно.


Вы уже можете что-то сказать о программе на следующий сезон?
Будут премьерные исполнения, новые произведения, музыканты высочайшего уровня, много нового, но больше я пока не могу раскрыть. 

Ваш любимый композитор и произведение?
Обычно это последнее, что мне приходилось играть. Но если я должен назвать кого-то конкретно, то как флейтист остановлюсь на IV симфонии Брамса, с великолепным соло для флейты. 

Что больше всего Вам нравится в Вашей работе?
Изучать новые произведения и открывать для себя снова те, которые уже знал. В каждом новом исполнении мне нравится искать и находить для себя что-то неожиданное. Постоянное обновление, новизна - это важнейшая сторона в работе музыканта. 


Какой совет Вы бы дали тем, кто хочет выбрать для себя этот путь?
В Италии очень много прекрасных музыкантов и доцентов. Проблемы возникают после окончания учебы. Очень грустно констатировать, но мой совет - это уезжать за границу.


Напоследок несколько слов о Риме. Ваша связь, отношения с этим городом?
Рим всегда хаотичен и запущен, но когда я вне Рима, мне его очень не хватает. Можно до бесконечности говорить о красотах и сокровищах Рима, но все же стоит подчеркнуть, что проблемы этого города, неэффективность структур и сервисов, пустые траты и расходы вызывают стресс у жителей города. 

Ваш любимый адрес или место в Риме?
Площадь Навона, самая красивая площадь в мире, и, конечно же, Oratorio del Gonfalone!


Фотографии - Антонио Де Паолис

Видео репетиции "Gli Archi del Cherubino"

Инфо и программа:
via del Gonfalone, 32A
страница Facebook