Еще осенью я узнала о том, что в Auditorium Parco
della Musica будут проводиться вечера, посвященные русской литературе, под названием «Vi
racconto un romanzo - Dalla Russia con amore”. Восемь
встреч на протяжении всего академического года, с октября по май.
Естетственно,
это событие меня заинтересовало, но я
решила сделать выбор не на всем известной классике, которой были посвящены
четыре осенне-зимних встречи ("Евгений Онегин" Пушкина, "Мертвые
души" Гоголя, "Преступление и наказание" Достоевского,
"Анна Каренина" Толстого), а на русской литературе начала ХХ века.
Так я оказалась на вечере, посвященном роману Евгения Замятина "Мы"
(1920).
К моему удивлению зал был почти полный, несмотря на понедельник и довольно
поздний час. Встречу вели поэт Валерио Магрелли и Алессандро Ньеро -
славист, переводчик этого
романа для издательства Voland. Отрывки из книги читала
актриса Элеонора Брильядори.
Как я и ожидала, было очень интересно, хотя по времени
встреча длилась всего час, что больше похоже на каплю в море, когда речь идет о
литературе. Во-первых, я совсем ничего не знала об авторе и об этом романе
(неудивительно, ведь в СССР роман был запрещен и впервые был опубликован только
в 1988 году, в перестроечный период). Во-вторых, было очень интересно услышать
непосредственно от переводчика о трудностях, связанных с переводом. Язык
Замятина в оригинале очень компактен, специфичен, писатель обращается с ним очень "технически",
поэтому можно только догадываться как непросто было его переводить на
итальянский.
Оказалось, что
книга во многом повлияла на Джорджа Оруэлла, автора романа "1984",
и вообще стала предвестником такого
видения будущего в литературе и кинематографе. Было удивительно обнаружить, насколько
этот роман актуален и сегодня, не только в России, но и в Италии, несмотря на
то, что написан он был задолго до начала сталинских репрессий, до диктатур в
Европе и
всех последующих драматических событий ХХ века. Сам собой назревает вопрос, как же Замятин
все это предвидел?! Ответ на который является в конце
вечера. Роман
«Мы» - это подтверждение гения, помноженного на образование, внимательный взгляд на происходящее вокруг, способность мыслить и
анализировать, фантазию. Только такая комбинация может
породить шедевры вне времени и места.
Следующие встречи цикла
будут посвящены Андрею Белому и его роману “Петербург”, Василию
Гроссману и роману “Жизнь и судьба”, Венедикту Ерофееву и «Москва-Петушки”.