Одним из преимуществ жизни в
Италии для меня лично является
возможность поглощать оливковое масло высочайшего
качества в неограниченных количествах. Итальянское оливковое масло не только славится своими
прекрасными вкусовыми качествами и полезными свойствами. Оно еще и символ
Италии, итальянского образа жизни, самый что ни на есть итальянский продукт.
Признаюсь,
что я поначалу совсем не понимала его вкуса. Терпкий, насыщенный, горьковатый,
он ударяет в нос и гортань, буквально перекрывая вкусовые качества всех
остальных ингредиентов. Так мне казалось. Поэтому я не переставала удивляться,
когда слышала как все нахваливали это масло. Мне оно попросту не нравилось. Но
привычка – странное дело. Потребляя его день за днем, я незаметно привыкла к
нему, научилась ценить его качества и вкус, и вот теперь уже не могу без него.
Более того, если вы спросите мое самое любимое итальянское блюдо, я не
колеблясь скажу – крестьянский домашний хлеб с хрустящей корочкой и пористой
ароматной мякиной и оливковое масло из региона Сабина.
Дело в
том, что семья моего мужа по отцовской линии связана с этим регионом, что
расположен в Лацио и соседствует с Абруццо и Умбрией. Сабина славится на всю
Италию своим оливковым маслом. И, естественно, в нашем доме всегда используется
исключительно это местное масло.
К чему я
это все? К тому, что когда во время презентации Le giovani eccellenze
italiane, устроенной Mycupoftea в
октябре этого года, я случайно наткнулась на стенд с оливковым маслом Pompili
& Figli и узнала, что оно
производится как раз в Сабине, в местечке Palombara Sabina, конечно же, у меня сразу же возникло желание узнать
об этой компании больше. Так я встретилась с Филиппо Помпили,
представителем четвертого поколения бренда Pompili & Figli. У нас
получилась невероятно интересная беседа, из которой я узнала много нового о «жидком» золоте, как еще называют
оливковое масло в Италии. Более того, я обнаружила, что на
самом деле почти ничего о нем не знала!
Филиппо, расскажите о Вашей компании, с чего все началось?
Наша компания имеет длинную историю
и зародилась она как агрикультурное хозяйство в одном из самых живописных уголков
Италии – в регионе Сабина, всегда славившемся своими оливковыми садами, виноградниками,
дубовыми рощами. Это самая настоящая эногастрономическая шкатулка, в которой можно
найти разные сыры, грибы, сорта меда, орехи, фрукты. И самое главное – оливковое
масло, одно из самых лучших в мире.
Все началось в 1905 году, когда
мой прадед Этторе Помпили приобрел оливковую рощу и начал ею серьезно заниматься.
После первой мировой войны оливковое масло Pompili уже считалось одним из лучших в регионе. В 1920 году
оно получило первый сертификат качества, за которым последовали победы на различных
конкурсах.
В 1945 году
правление компанией переходит в руки Эджидио, моего деда. Он продолжил начатое дело,
вкладывая в развитие и качество, приобрел новые хозяйственные структуры и
технику. Это вскоре принесло свои результаты, и масло Pompili стало одним из лучших во
всей Италии.
Когда мой
отец, Вирджилио, пришел в компанию, в 1980 году, процесс модернизации компании был
уже закреплен и масло Pompili к тому моменту уже было хорошо известно и за пределами страны. Именно мой
отец выбрал для компании имя Pompili & Figli, желая подчеркнуть тем самым семейную преемственность
в компании. Сегодня эту традицию и любовь к оливковому маслу продолжаем мы, я и моя
сестра Каролина.
Когда мне
было 18 лет, я познакомился в Вероне на выставке Vinitaly с известным специалистом Никола Монтеризи из города
Андрия, что в области Апулия. Он с характером, но это один из лучших специалистов
по выращиванию олив во всей Италии. Такой специалист занимается всем аграрным процессом,
то есть решает, когда и как подрезать деревья, когда собирать плоды, как ухаживать
за землей.
Я рассказал
ему о моей задумке: сделать re-branding нашего семейного бизнеса и создать оливковое масло, которое
бы превосходило все другие марки. Для этого мне нужен был очень компетентный человек,
мастер, который бы понимал деревья, знал бы как о них заботиться, с учетом того,
что наша компания выбрала био-направление, то есть никаких химических обработок.
Одним словом, я сделал ему предложение. Через месяц он перезвонил мне и сообщил,
что принимает его. Так, сегодня он – эксперт по всей
техническо-аграрной части, я же занимаюсь коммерческой стороной, коммуникацией и
маркетингом, а родители поддерживают все наши инициативы, в которых компания выступает
в качестве спонсора.
Наша основная
цель такова: как только произведено новое масло, оно должно участвовать в различных
конкурсах и быть среди лучших. Не столько по своим вкусовым характеристикам, сколько
по полезным свойствам, которые важны для здоровья. В прошлом году мы выиграли приз
ASSAM в области Марке за очень высокое
содержание полифенолов, которые являются важным элементом в борьбе с раком и со
свободными радикалами. Полифенолы – это главный элемент в оливковом масле, который
не встречается в других сортах растительного масла.
А что еще вас определяет и отличает
от других производителей оливкового масла?
Думаю, что
это страсть, которой «заражены» все члены нашей семьи. Наши родители оставили место
молодым, мне и моей сестре, нам соответственно 26 и 23 года. Поэтому нас отличает
особый заряд энергии и, самое главное, способность мечтать, какой будет наша компания
через, скажем, 50 лет. Мы надеемся быть еще в игре через 50 лет, поэтому у нас есть
амбиции и широкое видение того, какой должна быть наша компания. А еще мы отличаемся
определнным педанством, что в бизнесе не такое уж и плохое качество.
Ваша компания поддерживает подход
green, уважительный
к экологии. Расскажите об этом аспекте подробнее.
В первую
очередь я хотел бы подчеркнуть, что сегодня для такого подхода необходим современный взгляд на вещи, на бизнес, на жизнь, такой взгляд имеют
именно молодые. Я закончил университет Tor Vergata в Риме, темой моей дипломной работы были «Обновляемые
типы энергии», поскольку во время учебы я работал в инвестиционном банке в Испании,
где создал небольшую компанию, которая занималась инвестициями в фотогальваническую
и ветряную энергию. Так что я уже тогда был вовлечен в тему green, которая кстати всегда мне была близка. Второй моей
дипломной работой был пятилетний бизнес-план по Pompili & Figli. К этой второй дипломной работе я добавил некоторые
аспекты из первой, столь внимательной к теме экологии, в результате получилась модель
компании не только выбравшей направление био, но и поддерживающей экологию.
В чем конкретно
заключается наш подход green? Во-первых, в нашем цехе пресса олив не остается совершенно
никаких отходов, потому что то, что остается от олив идет на производство nocciolino
– топлива, которое используется для
производства чистой энергии. Во-вторых, процесс разлива масла по бутылкам требует
высокого расхода электроэнергии, которую мы производим, установив на крыше цеха
фотогальванические панели. Таким образом, мы решили проблему аграрных отходов и
электроэнергии.
Еще у нас
есть программа «Adotta un olivo»: любой может выбрать себе дерево, даже на расстоянии,
из четырех типов оливковых деревьев (carboncella, rosciola,
frantoio и pendolino), которые у нас произрастают и масло которых соответственно
отличается друг от друга. Дерево выбирается на год, который потом можно продлить.
Участнику программы высылается сертификат, в котором указывается возраст дерева, его тип,
как оно обрабатывается. После сбора урожая участнику отправляется персонализированная упаковка
масла из олив, собранных именно с этого дерева. Часть заработанных от этой инициативы
денег, примерно 20%, идет в один из
фондов, который выбирается каждый год. В этом году мы сотрудничаем с Wilderness, американской ассоциацией, филиал которой есть и в
Италии. Она занимается защитой зеленых зон, натуральных парков, во избежание выруба
деревьев для застроек. Фонд гарантирует, что перечисленные средства идут на петиции
и привлечение общественного внимания.
Давайте поговорим о вашей продукции.
Мы производим
пять различных сортов оливкового масла. Первые два – бленды, Olio
Biologico и Olio
Sabina DOP, то есть это смеси, полученные
из различных оливок. Создавая эти бленды, мы пытались достичь уравновешенного вкуса,
в котором бы не превалировали слишком горьковатые или слишком пикантые ноты. Также
у нас есть три моносорта, Leccino, Frantoio и Carboncella, каждый полученный из определенного типа дерева. Такое
оливковое масло отличается более ярко выраженным вкусом, разным по интенсивности.
Также у нас есть ароматизированные масла, все 100% натуральные, с цитрусовыми нотами
(с мандарином, лимоном, апельсином, цедрой), такие масла хорошо подходят для заправки
салатов, приготовления сэндвичей; и с классическими нотами (с острым красным перцем,
с чесноком и перцем), эти сорта великолепно дополняют пасту. Все масла выпускаются
в бутылках форматом 100, 250 и 500 мл.
Как видите,
масло сочетается с блюдами точно так же как и вино, и надеюсь, что эта мысль будет
воспринята и развита многими. Когда я начал заниматься маслом 7 лет назад, у большинства
еще не было культуры оливкового масла, особого внимания к типу масла, его производителю.
Сегодня многие стали более внимательны, хотят знать, чем они питаются, какого качества
продукт, в чем разница между тем или иным типом. Завтра такое отношение приведет
к более осознанному сочетанию масла и блюд. Я лично закончил курсы сомелье, а затем
дегустаторские, и там этот подход очень подробно объясняется. Важную роль имеет
не только вкус, но и аромат. Надеюсь, что лет через 10 в хороших ресторанах можно
будет заказывать не только соответствующую бутылку вина, но и бутылку оливкового
масла, небольшого специального для ресторана формата.
Помимо непосредственно
масла мы также выпускаем паштеты, все из натуральных ингредиентов, таких как оливы,
артишоки, помидоры, с добавлением нашего ароматизированного масла.
Я бы хотел
подчеркнуть, что наши товары относятся к категории люкс и соответственно к высокой
ценовой категории, однако этому есть совершенно простое объяснение: производить
оливковое масло высшего качества означает тяжелый труд и расходы. Естественно, это не может не отражаться на цене продукта. Поэтому я советую
с большим вниманием относиться к некоторым маркам оливкового масла в супермаркетах,
которые имеют довольно низкие цены, потому что в таких случаях либо речь идет не
о масле extravergine, либо не
об итальянском оливковом масле, либо в это масло добавляют другие более дешевые
примеси.
Сколько может храниться оливковое
масло?
Обычно не
более трех лет, но чем оно старше, тем менее выразительный у него вкус.
Где можно приобрести ваши продукты?
В Риме в
магазине Castroni на via
Frattina есть некоторые сорта нашего оливкового масла и паштетов. Мы также расширяем нашу дистрибуцию и скоро будем представлены в магазинах Castroni
по другим адресам, а также в Food
Hall в La Rinascente Duomo в Милане. В самое ближайшее время будет активизирован
shop on-line на нашем сайте. Кстати, сайт
тоже скоро будет иметь версии на английском, немецком и русском языках.
Конечно, помимо итальянского рынка
нас интересуют и другие страны, Германия, Финляндия, Голландия. В первую очередь
мы планируем добраться до них посредством food e-commerce. Мы решили отказаться от классической системы дистрибуции,
то есть через магазины, если только речь не идет о престижных сетях, в которых представлены
продукты высочайшего качества. В остальных случаях мы делаем акцент на интернете,
благодаря которому потребитель получает наши продукты сразу же к себе домой. Это
выгодно, потому что так цена ниже и меньше перевозок, а значит меньше загрязнения
окружающей среды. И клиент доволен, и мы тоже.
Мы начинали
с персонализированных поставок для некоторых банков, юридических и нотариальных
контор, которые делали нам заказы на праздники, Рождество и т.д. Таким образом мы
реализовывали порядка 80% нашей продукции. Сейчас нам хочется расширить нашу дистрибуцию,
продавать за рубежом, повысить продажи и задействовать те оливковые рощи, которые
принадлежат нашей семье, но которые мы еще не использовали для производства.
Вы делаете поставки и в Россию?
Поставки
вне Европейского Сообщества довольны сложны и стоят намного больше, так что для
России мы надеемся найти надежного партнера с опытом, для дистрибуции.
Вы участвуете в специализированных
выставках?
Мы принимаем
больше участия в различных частных мероприятиях, чем на выставках. Конечно, есть
очень важные выставки, на которых важно присутствовать, такие как Sol
в рамках Vinitaly,
Fancy Food в Нью-Йорке, некоторые выставки в Азии. Многие же выставки, к сожалению,
перенасыщены, на них сложно установить контакты или заявить о себе. Участвуя в выставках
нам очень важен не только наш имидж, которому в любом случае мы уделяем большое
внимание, достаточно посмотреть на нашу упаковку,
но и результат. Поэтому мы выбираем выставки и мероприятия, в которых участвуем,
исходя из этих двух задач.
Кто главные конкуренты для итальянского оливкового масла?
Не так давно Испания превзошла
Италию по количеству производимого масла. Но у испанцев меньше сортов, и с точки
зрения качества итальянскому оливковому маслу нет равных, мы продолжаем выигрывать
на всех конкурсах.
Как бы Вы описали оливковое масло? Что оно означает для Италии и итальянцев?
Это лишь продукт или же что-то большее?
Оливковое масло – это наше жидкое
золото. Оливковое дерево – одно из немногих растений, произрастающих на всей территории
Италии, поэтому однозначно это элемент, объединяющий нацию. Проблема Италии в том,
что мы так до сих пор и не поняли важность, ценость нашего масла, мы – вторые производители
масла в мире и в то же самое время первые импортеры, это нонсенс. Италия производит
достаточно масла, чтобы его хватило на всю страну, но почти все оно продается за
границу, а нам приходится ввозить в Италию иностранное масло. Когда итальянцы наконец
поймут этот парадокс, возможно тогда они начнут уделять больше внимания маслу, которое
потребляют и тем самым заставят итальянских дистрибьюторов предлагать им масло высокого
качества, то есть итальянское масло, а не купленное за границей. Только тогда масло
вернется в Италию. К сожалению, зачастую нам итальянцам не хватает системного подхода и патриотизма.
В чем секрет хорошего оливкового масла, масла от Pompili & Figli?
Главный секрет
- в уходе за деревьями, в раннем сборе урожая, уже в конце октября, когда оливки
содержат в себе максимальное количество полезных веществ, в холодном прессовании.
Хранение тоже играет важную роль. Только что полученное масло должно храниться в
стальных контейнерах под азотом, во избежание контакта с кислородом, который вредит
маслу.
Постоянно гарантировать высококачественный
продукт – очень сложная задача, потому что его производство - это многоэтапный процесс, в котором очень легко
допустить ошибки. Только компании, обладающие опытом, такие как Pompili &
Figli, могут дать гарантии.
Напоследок несколько слов о Вашей
связи с Римом. Что Вы любите в этом городе?
Я родился
в Венеции, но живу в Риме с тех пор, как мне исполнился год. Здесь я учился, здесь
мои друзья. Мне нравится этот город, потому что здесь ты чувствуешь себя окруженным
историей. Для меня это очень важно. Мне повезло, я живу в близости от древнеримского
Форума, по воскресеньям для меня нет ничего прекраснее прогуляться от площади Венеции
через Капитолий до Колизея и обратно.
Кстати, а что Вы думаете о недавнем
запрете автомобильного движения на Форуме, который вызвал немало полемик в городе?
Я считаю,
это правильное решение, но этого недостаточно. Городская администрация должна создать
структуру по приему туристов на Форуме, создать маршруты, подчеркнуть важность этого
памятника.
А что Вам не нравится в Риме?
Римляне, мне
кажется, находятся под гипнозом от красоты своего города и жизни в нем, они как будто
взошли на пьедестал и ничего не делают, чтобы еще больше сохранить и приумножить
окружающую их красоту. Помимо прочего надо вводить инновации, современные технологии,
не разрушая истории.
Ваш любимый адрес в Риме?
На улице
Madonna dei Monti есть небольшой домик,
старинный, с очень красивым фасадом, в плюще. Недавно там открыли бар, владельца
зовут Миммо, там делают потрясающе вкусную выпечку, я люблю заглядывать туда на
завтрак.
Вообще я
люблю квартал Monti, в котором
я вырос, а мой отец - родился. В последнее время квартал очень сильно изменился,
но здесь по-прежнему очень хорошо. Если не считать Monti, я также очень люблю via Giulia.
V. Pompili & Figli dal
1905
Organic Olive Oil Company