С
Микелой Фазанелла, молодым модным
дизайнером и основательницей бренда
Aroma30, мы встретились в ее ателье-студио,
спрятавшемся в одном из, на первый взгляд, ничем не примечательных подъездов в
римском квартале Pigneto. Ее студио - это
лофт со стеклянной крышей, через которую
проникает свет, заливающий все
пространство. Достаточно беглого
взгляда, чтобы безошибочно понять, что
находишься в гостях у дизайнера,
занимающегося модой: наброски, moodboard,
манекены, большое зеркало, журналы и
книги по моде, рулоны тканей, цветные
карандаши, все говорит об этом. Вдоль
стены развешаны наряды, от светлых тонов
в шелке до черного в джерси.
Посмотрев
коллекцию и поговорив с Микелой, сама
собой напрашивается мысль, что Микела
и есть воплощение собственных идей,
выраженных в ее произведениях: женщина
красивая, утонченная, грациозная и в то
же самое время сильная и уверенная в
себе, со своим мнением, решительно
настроенная продолжать свой собственный
путь в мире моды. Но эта мысль приходит
уже под конец интервью. А вначале как
обычно вопросы о том, как все зарождалось.
Микела,
расскажите о Вашей работе, о Вашем
учебном и профессиональном опыте.
Вначале
я училась в Италии, здесь в Риме, в
Accademia di Costume e Moda, а затем я продолжила
обучение на курсе Fashion Design & Marketing в
Лондоне, в Central St Martins College, мне хотелось
углубить мои познания по части маркетинга
моды.
Затем
я вернулась в Италию, где я приобрела
мой первый профессиональный опыт, в
Valentino и Salvatore Ferragamo. И стала сотрудничать
с одной небольшой мастерской, создавать
некоторые собственные вещи,
экспериментировать.
Впоследствие
я решила переехать в Великобританию,
где прожила три года. Мой бренд зародился
именно там, я создала его в 2010 году,
зарегистрировалась как self-employed и приняла
участие в London Fashion Week. Так все началось.
Напрашивается
вопрос: за границей начинать легче, чем в Италии?
Несравненно
легче, это другой мир! Причина, по которой
я решила вернуться сюда, это производство.
Итальянская манифактура очень отличается,
как с точки зрения качества, так и с
точки зрения стоимости. И отношения
между людьми отличаются, то, как они
друг с другом работают. Я считаю, что Made in Italy был и остается столь ценимым
благодаря менталитету и увлеченности
итальянских ремесленников. То, как
обсуждаются соглашения, более открытый
характер людей, готовность пойти навстречу.
Для маленького, начинающего бренда это
абсолютно незаменимые вещи.
В
Англии отношения более профессиональные,
но стоимость за товар, по качеству
намного более низкий по сравнению с
произведенным в Италии, намного выше и
нет никакой возможности убедить другую
сторону пойти тебе навстречу. Так что
мне пришлось сделать этот выбор. Взвешивая
все "за" и "против", это было
менее выгодно с точки зрения экономической,
фискальной, бюрократической, но разница
в характере и отношениях перевесила, и
в итоге я вернулась в Италию
в 2011 году.
Как
по-Вашему, что должны сделать итальянские
политики, чтобы помочь модным компаниям
и начинающим дизайнерам?
На
мой взгляд, было бы достаточно взять
пример со стран Северной Европы. Там, в
частности в Великобритании, ты не
считаешься настоящей компанией до тех
пор, пока не начинаешь иметь серьезный
оборот. А это значит -
лимитированные налоги и только в том
случае, если у компании есть доход.
Необходима бòльшая эластичность в
отношении тех, кто только начинает свой собственный бизнес, находится в
процессе роста и еще не достиг
определенного денежного оборота.
Ведь
поначалу приходится вкладывать, создавать
клиентскую базу, рекламировать себя.
Все это требует годы серьезной
целенаправленной работы. А если приходится
еще и платить высочайшие налоги и
фиксированные ежегодные уплаты, вне зависимости
от заработанного, то понятно, что многие
отказываются от идеи собственного
бизнеса, даже не начав. Или еще хуже: все
равно рискуют, начинают работать, а
потом все же закрывают бизнес. У меня
много друзей, имевших подобный опыт,
которым, несмотря на их талант и идеи,
пришлось закрыть свое дело.
А
Вам никогда не приходило в голову, что
было бы проще работать в какой-нибудь
крупной известной компании, а не вести
собственное дело?
В
начале моей карьеры именно это я и
сделала, но потом случай все изменил. Я
занималась рассылкой резюме и чтобы не
засиживаться, решила создавать кое-какие
вещи, своего рода вызов самой себе.
Неожиданно они стали хорошо продаваться,
некоторые магазины просили их у меня
на реализацию, так что я посвящала этому
все больше и больше времени. В итоге мне
надо было принимать решение: или
продолжать искать работу, или заниматься
моей коллекция, отдавая этому занятию
всю себя. Так что, собственное дело - это
не столько выбор, сколько обстоятельства,
приведшие меня к этому решению.
Заниматься
собственным делом - безусловно, более
интересно, хотя и труднее. Приходится
изучать много различных аспектов, от
дизайна до выбора материалов до
производства и коммуникаций, становишься
экспертом во всем и берешь на себя массу
обязательств.
Сегодня
я сама занимаюсь развитием бренда в
целом, а для производства опираюсь на мастерскую-ателье здесь в Риме. И
время от времени сотрудничаю с некоторыми
другими лабораториями и мастерами, в
зависимости от типа работы, которую
необходимо выполнить. А еще меня
невероятно поддерживает моя семья, это
типичная итальянская черта, семья и
одно общее дело. Они всегда готовы дать
мне совет или ответ, который помогает
мне взглянуть на проблему по-новому.
Как
появилось название Aroma30?
Я
выбрала его очень быстро. Я должна была
участвовать в одной выставке в Париже
и, естественно, на моих вещах должны
были быть этикетки с названием. Мне не
хотелось использовать мое собственное
имя, так как я хотела взглянуть на этот
проект чуть со стороны, как на что-то
независимое. Мне хотелось, чтобы это
было абстрактное название. Так я
остановила мой выбор на названии Aroma.
Это международное слово, которое
встречается во многих языках, а значит
легко запоминается. И еще в этом названии
есть ссылка на имя моего города - Roma, Рим
по-итальянски.
Кто
Ваша муза? И для какой женщины Вы создаете
Ваши творения?
На
самом деле у меня не одна муза, их
несколько, все они с разными характерами,
время от времени меняются, но у них есть
что-то общее.
Мне
очень нравится Моника Витти, она
по-классически элегантна, свежа и
современна, ее запросто можно было бы
перенести в наши дни, несмотря на то,
что ее образ во многом связан с 60-ми и 70-ми годами. Мне нравится София Коппола,
сочетающая в своем образе минимализм
и шик, ум, концептуальность, мне нравится
ее творчество, то, как она исследует мир
женщины. Еще мне нравится Тильда Суинтон,
актриса для интеллектуалов, необычной
внешности. Не могу не упомянуть Шарлотту
Генсбур и ее маму, Джейн Биркин. Все они
женщины, выходящие за рамки своего
времени. Это именно то, что я пытаюсь
достичь в моих вещах - чтобы они выходили
за рамки какого-то конкретного периода
или сезона. Чтобы их можно было купить
и носить и через 2-3 года и даже через 5
лет. Мне нравится вневременной взгляд,
подход к моде, не зависящий ни от сезона,
ни от тенденций.
Конечно,
я создаю мои вещи для определенного
типа женщины, в первую очередь с точки
зрения характера. Мне нравится женщина
строгая, уверенная в себе, не нуждающаяся
в оценке других, но при этом грациозная.
Именно эта черта мне кажется наиболее
важной в женщине - грация, женственность,
как она себя преподносит. При этом она
может быть ироничной, смешной, даже
комичной. Строгость не обязательно
значит суровость или жесткость. Она
может быть интерпретирована по-разному.
Мне нравится, когда женщина одевается
не для других, а для себя, и не следит
слепо за модой, потому что мода - это она
сама.
Многие
из моих клиенток женщины-адвокаты,
женщины, работающие с цифрами и бумагами.
Возможно, те, кто работает в так называемых
"мужских" сферах деятельности,
точных, не оставляющих места для фантазии,
хотят выплеснуть свое творческое начало именно таким образом, через то, как они одеваются,
и поэтому выбирают мои наряды.
Вы
следите за неделями и показами мод?
Если
честно, смотрю показы без интереса,
скорее из обязанности, слишком уж они все похожи друг на друга.
Где
можно приобрести Ваши изделия?
На
данный момент я продаю их частным
клиентам напрямую. Для этого достаточно
назначить со мной встречу здесь в студио, где представлена
коллекция. Клиентка мерит вещи, выбирает
то, что нравится, при этом можно
персонализировать выбранную модель,
то есть заказать подходящий размер, цвет,
ткань, детали, длину.
Чем
создавать сезонные коллекции, я
предпочитаю идею услуги, доступной в
течение всего года, благодаря которой
клиентка может выбрать одну из моих
вещей, созданных даже два года назад,
например, модифицировав длину или цвет.
Обычно
я выполняю заказ в течение 20 дней, но
бывает, что он готов и быстрее, например,
за одну неделю. Все зависит от наличия
в распоряжении нужных тканей.
Бывает наоборот, что заказ требует
большего времени на выполнение, в случае особой отделки и персонализации.
У
меня пока нет магазина on-line, еще слишком
рано для этого, да и для моего типа
изделий, зачастую сделанных по
индивидуальным заказам, это сложно
организовать. Моя работа базируется на
прямом контакте с клиентом, на
индивидуальном подходе, на эффекте
ожидания и сюрприза. Мне нравится думать,
что моя клиентка может выбрать именно
то, что ей нужно. Это однозначно входит
в новое понятие роскоши, которое
необязательно напрямую связано с высокой
ценой.
Уникальность,
индивидуальность, качество, вот, что
является роскошью сегодня. Необходимо
отстраниться от идеи "хочу все и сразу
и по меньшей цене", которая неизбежно
ведет к похожести. Конечно, это быстрое,
экономичное и демократичное решение
многих проблем, но за этим мы потеряли
удовольствие от самого процесса одевания,
выбора, ухода за собой, осознания того,
что нам идет и что нам нравится. А это
очень важно, потому что именно так
формируется собственный стиль и строится
личный гардероб, исходя из того, что уже
имеется в распоряжении.
А
Вы шьете на заказ?
Да,
конечно, я делаю и модели на заказ,
созданные по эксклюзивным эскизам. В
таких случаях мы разрабатываем модель
вместе с клиенткой, я пытаюсь уловить,
что ей хочется, возможно, по фотографиям,
вырезкам, которые она мне показывает.
После этого я создаю для нее несколько
набросков, из которых она выбирает тот,
что ей больше всего понравился, мы
дорабатываем его,
после чего создается вещь на заказ, в
единственном числе.
Каковы
цены на Ваши изделия?
Естественно,
цены варьируются, в зависимости от
разных факторов. Если это уже готовая
вещь, то одна цена. Если это вещь, созданная
на заказ, то другая. Я всегда стараюсь
найти компромисс между качеством и
ценой. И не боюсь задать клиентке напрямую
вопрос, сколько она планирует потратить,
чтобы предложить ей наиболее выгодные
решения в соответствии с ее возможностями
и желаниями. Я не из тех дизайнеров, что
смотрят на клиента свысока, оценивая
его по кошельку. Мне нравится живой
человеческий контакт, и я всегда стараюсь
пойти навстречу клиенту, чтобы она в
итоге осталась довольной.
Среди
моих клиентов есть те, кто не обладает
большим бюджетом, но ценит качество и
желает быть хорошо одетой. С ними я
разрабатываю wishing list из того, что им
нравится, и план покупок. В таких случаях
я также делаю углубленный поиск тканей,
предлагая альтернативные варианты,
которые помогают сэкономить в цене без
ущерба качеству (например, вместо 100%ого
шелка выбираю микс). В общем, всегда иду
на компромисс.
Возвращаясь
к ценам, например, готовое платье из
джерси стоит 100-150 евро. Платье из шелка,
недлинное, с какой-нибудь декоративной
деталью, от 200 до 400 евро. Естественно,
есть и более высокие цены, на вещи на
заказ, вечерние наряды. В таких случаях
цена может достигать и 1000 евро.
Важно
понять, что, покупая напрямую от дизайнера,
многие расходы исчезают, в первую очередь
на услуги посредников, так что это
экономически выгодно.
У
Вас великолепное студио, расположенное
в квартале Pigneto. Почему Вы остановились
на этой зоне города?
Это мой любимый район, хотя в этом выборе
главную роль сыграл случай, даже удача.
Мой папа, архитектор-рестовратор,
несколько лет назад приобрел это место
вместе с моим кузеном, геометром, для
их офиса. Прошло какое-то время, и оно
им больше не было нужно. И тогда папа
предложил его мне. Настоящая удача,
потому что я не могла бы себе позволить
снимать такое место. Или мне пришлось
бы закладывать этот расход в стоимость
моих изделий.
Сегодня
Pigneto переживает непростой период,
поскольку неожиданно этот квартал
переквалифицировался из периферийного
в модный. Но он по-прежнему сохранил
свою сторону radical-chic, которая всегда
отличала его от других римских районов.
Мне он очень напоминает East London, где я
жила. Такой периферийный район, в
котором живут многие художники, дизайнеры,
творческие люди, в общем, немного
богемный.
Вы
всегда здесь работаете, в этом студио?
Зависит.
Когда мне надо рисовать, обычно я делаю
это ночью, начиная с часа ночи, это мой
самый творческий пик. В это время я
обычно размышляю, рисую, разрабатываю
концепцию, пишу пресс-релизы. Естественно,
я делаю это дома. Когда же я непосредственно
создаю вещи, на манекенах, то делаю это
либо в мастерской с портными, либо здесь
в студио. Здесь же я встречаюсь и с моими
клиентами.
Ваши
изделия часто появляются в фотосессиях
в различных журналах.
Я
постоянно получаю запросы на мои вещи
для съемок от стилистов и фотографов,
и очень этому рада. Я довольно выборочно
подхожу к этим запросам и не всем
предоставляю мои вещи, ведь на кону -
репутация бренда. Отбор происходит не
на основе опытности того или иного
стилиста или фотографа, даже наоборот,
мне нравится сотрудничать с молодыми,
начинающими, студентами, главное, чтобы
у них была четкая идея, определенный,
отточенный стиль, тогда я готова пойти
навстречу.
Поговорим
немного о Вашей связи с Римом.
Я
родилась в этом городе. Признаюсь, Рим
может быть очень удушливым.
Пока здесь живешь, это похоже на отношения
в большой семье и иногда хочется просто
сбежать. Считаю, что порой надо это
делать, уезжать отсюда, чтобы потом
возвращаться и вновь любить его и ценить.
Я
пожила в других городах, во Флоренции,
когда работала в Salvatore Ferragamo, и в Лондоне.
Лондон стал для меня именно таким
побегом. Это огромный город, с очень
насыщенной жизнью, но в то же самое время
он позволяет иметь спокойные моменты,
что в Риме почти невозможно. В общем,
мое пребывание в Лондоне позволило мне
перевести дух и снова полюбить Рим,
снова открыв для себя его прекрасные
стороны, которые отличают его от других
городов.
Одной
из отличительных черт Рима являются
его жители. Например, в Лондоне я часто
чувствовала себя невидимкой, оторванной
от других, одинокой, несмотря на то, что
это многомиллионный город. Бывало, что
за целый день я не перебрасывалась
словом ни с одним человеком. Privacy
воспринимается там совершенно по-иному.
И зачастую очень сложно уловить ту
тонкую грань между уважением к личной
жизни человека и полным безразличием.
Римляне же совершенно другие, они во
все вмешиваются, вторгаются в твое
пространство, довольно нервные, но зато здесь уж точно
нельзя пожаловаться на то, что тебя не
замечают.
В
Лондоне я иногда даже не чувствовала
себя по-настоящему женщиной, после Рима,
где мужчины кидают тебе вслед взгляды
и комментарии, на которые я раньше всегда
жаловалась, но которые позволяют
почувствовать себя как минимум Софией
Лорен (при этом комментарии Микелы мы
обе смеемся, потому что так оно и есть!
- прим. авт).
В
Риме мне нравится то, что здесь можно
поговорить с людьми. Например, достаточно
зайти в бар, где с тобой сразу же
заговаривает барист, смеется и шутит.
Здесь все готовы что-нибудь прокомментировать:
политику, футбол, последние новости,
достаточно подкинуть тему и понеслось.
Прямо как в маленьком городке или
деревушке, но именно это мне и нравится
в Риме.
А
как по-Вашему, чего не хватает Риму,
чтобы стать настоящей столицей моды?
Или, может, стоит оставить ситуацию
такой, какая она есть сейчас?
Я
считаю, что Рим может стать столицей
определенного типа моды, связанного с
ремесленной, ручной работой и маленькими
мастерскими. Совершенно отдалившись от привычной концепции модной столицы.
Рим всегда был городом высокой моды,
так что мне кажется, что он должен
развивать именно это направление. И
смотреть на него надо именно с этой
точки зрения, как на город, предлагающий
не только портные мастерские высочайшего
уровня, но и эксклюзивные изделия на
заказ. И лучше оставить
в покое сравнение с Миланом, который
был и остается столицей прет-а-порте и
модных дефиле со всем их антуражем.
С
географической точки зрения Рим тоже
не очень удобен для иностранных закупщиков
и покупателей. Так что, по-моему, правильнее
было бы сконцентрировать здесь
определенный тип товара, для избранных,
ручной, эксклюзивный, в лимитированном
количестве. Мне кажется, особенность
Рима именно в этом и на это надо делать
ставки.
Напоследок,
Ваш любимый адрес или место в Риме.
Очень
сложно выбрать что-то одно. Мне нравятся
многие места в Риме, все довольно разные
между собой. Порой мне нравится прогуляться
по набережной Тибра, где так и хочется воскликнуть "Как же прекрасен Рим!".
Но такие же эмоции я могу ощутить и на
Яникульском холме или даже в каком-нибудь
периферийном районе, как Quadraro или
Pigneto, которые отличает не такая глянцевая
красота, но она настоящая, напоминающая
итальянский неореализм.
Фотографии - Антонио Де Паолис
страница FB