Наконец-то я выбралась на выставку Вермеера, что проходит в эти дни в Scuderie del Quirinale. Долго не могла собраться, поскольку боялась, что меня будет ждать длиннющая очередь на входе, как это было с выставкой Караваджо. Тогда я так на него и не попала, поскольку очереди были не просто длинными, а бесконечными, в какой бы день недели и час дня я туда не приходила. Даже в плохую погоду. В итоге, после нескольких попыток я отказалась от той затеи, тем более что, к счастью, кое-что из Караваджо я уже успела посмотреть к тому моменту и во время другх экспозиций.
На этот раз, подойдя к музею, я увидела человек десять у входа и несколько группок школьников чуть поодаль. Пять минут ожидания и я уже стояла у кассы. Довольная, я поднялась по знаменитой широкой круговой лестнице, ведущей в залы, которую когда-то использовали для спуска и подъема лошадей. И тут меня ждал легкий шок, поскольку зал буквально кишел людьми. Думаю, что мне просто не повезло, поскольку я застала все тех же школьников, что стояли до этого на улице, и плюс несколько группок пенсионеров и иностранных туристов. Все они толпились у каждого полотна, почти полностью перекрывая его. Так что, прежде чем увидеть что-то, мне приходилось ждать по несколько минут, пока группа не рассасывалась, переплывая к следующей картине. К счастью, вторая часть выставки начиналась после буфета, где, судя по всему, большинство посетителей оседало. Так что под конец мне удалось ознакомиться с полотнами в более спокойной манере.
Признаюсь, что я шла на Вермеера. Но он, как таковой, представлен на выставке в совсем небольшой дозе. Скажем так, выставка все-таки посвящена не лично этому живописцу, а голландскому искусству XVII века в целом. Что в принципе тоже интересно. Полотна того времени – это рассказ о повседневной жизни в Нидерландах в те дни. Ничего замысловатого, но очень мило в своей простоте.
Посещая выставки, мне нравится следовать за моим инстинктом, не отяжеляя его комментариями экспертов, а просто рассматривая и отмечая для себя ту или иную особо понравившуюся работу. Уже потом хочется узнать о ней больше, и тогда начинаешь искать литературу и копаться в интернете. Но вначале я всегда доверяю моим эмоциям.
Так, на этой выставке, в когорте талантливых голландских художников того времени я открыла для себя одно имя, о котором до этого никогда не слышала – Габриель Метсю. Два его полотна, представленные на выставке, «Мужчина, пишущий письмо» и «Женщина, пишущая письмо», особенно поразили меня. Свет, который отражен в этих картинах, это что-то непередаваемое. Я долго стояла перед этими полотнами, как будто околдованная теплым насыщенным светом, который они излучают. Так что, благодаря Вермееру я узнала и Метсю.