Среди многочисленных выставок, открывших новый сезон в Риме, я бы хотела выделить две, важные по своей значимости и по-особенному мне интересные. Посетить их стоит обязательно, потому что они позволяют познакомиться поближе с культурой двух держав, России и Японии, к которым Италия всегда испытывала особый интерес. И, как это часто бывает, эти выставки в очередной раз демонстрируют, что даже самые далекие культуры и менталитеты на самом деле оказываются ближе друг к другу, чем это кажется на первый взгляд. И что искусство было и остается тем, что связывает народы, открывает многие двери и вообще может спасти наш безумный мир.
L'icona russa. Preghiera e Misericordia
Museo di Roma Palazzo Braschi
Piazza San Pantaleo, 10
www.museodiroma.it
До 3 декабря 2017 года
Museo di Roma Palazzo Braschi
Piazza San Pantaleo, 10
www.museodiroma.it
До 3 декабря 2017 года
Естественно, к этой выставке у меня был особый интерес, учитывая мое русское происхождение. И надо признать, что даже не будучи верующей, я была тронута этими иконами, их почти наивностью, несовершенством пропорций и линий, и в то же время византийским богатством в деталях, в отделке золотом и, самое главное, глубиной взглядов и строгостью жестов. Как говорится, большое видится на расстоянии, и сегодня эти иконы имеют для меня большее значение, чем когда я жила в России. В них отражается то лучшее, что есть в русском народе, что, к сожалению, в суете наших дней зачастую теряется или просто незаметно.
San
Michele Arcangelo
Inizio
XVIII secolo
87,4
× 61 cm
Legno,
tempera
Regione
della Volga
Museo
dell’icona russa
Opera
ripulita prima dell’acquisizione
da
parte del museo
|
На выставке представлены иконы из коллекций двух важнейших московских музеев - Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и Музея русской иконы, основанного меценатом Михаилом Абрамовым. Всего на выставке выставлены 36 икон XVII-XVIII веков из разных иконописных школ, а также 2 работы из частных коллекций, одна - работа Владимира Татлина 1916 года, представляющая русский авангард и никогда до этого не выставлявшаяся, другая - скульптура Дмитрия Гутова 2012 года, образец современного искусства.
Эта выставка - уникальная возможность для Рима и римлян познакомиться с русским искусством (которое на самом деле черпало вдохновение и в католицизме благодаря активным контактам между Россией и Европой в тот период) в его, пожалуй, самом задушевном, глубоком, духовном проявлении, когда по-настоящему раскрывается русская душа.
Именно в названии - Молитва и Милосердие - заключается основной смысл этой экспозиции: попытка напомнить всем нам о необходимости свершать добрые дела, всем вместе, вне зависимости от вероисповедания, потому что любая религия изначально проповедует одни и те же ценности, такие как доброта, забота о ближнем, умение прощать.
Miracolo
di San Giorgio e il drago
Fine
del XVII secolo
Terre
di Vologda
Museo
dell’icona russa
Legno,
tempera 65,4 × 46,5 cm
Opera
recuperata prima dell’acquisizione
da
parte del museo
|
Hokusai. Sulle orme del Maestro
Museo dell'Ara Pacis
Lungotevere in Augusta
До 14 января 2018 года
Эта выставка переносит нас в совершенно другой мир, в другое настроение, в другую поэзию - Японию и творчество Кацусики Хокусая (1760-1849), одного из наиболее знаменитых и важнейших художников страны Восходящего солнца, дожившего почти до 90 лет, работавшего под разными псевдонимами, чья жизнь была наполнена различными перипетиями. Его творчество оказало огромное влияние не только в самой Японии (достаточно сказать, что именно он стал создавать первые манга, так называемые японские комиксы), но и в Европе, в первую очередь, на импрессионистов, среди которых Мане, Тулуз Лотрек, Ван Гог и Моне.
Katsushika
Hokusai
Il
Fuji da Gotenyama presso Shinagawa sul Tōkaidō,
dalla serie Trentasei
vedute del monte Fuji,
1830-1832 circa
Silografia
policroma
Kawasaki
Isago no Sato Museum
|
На выставке представлены около 200 работ направления укиё-э в технике цветной ксилографии и рисунков руки не только маэстро Хокусая, но и Кэйсая Эйсэна, еще одного важнейшего представителя японской живописи XIX века, который тоже во многом вдохновлялся творчеством Хокусая, и некоторых учеников великого маэстро. Представленные работы отобраны из важнейших частных и общественных коллекций, среди которых Chiba City Museum of Art, Kawasaki Isago no Sato Museum, Museo d'Arte Orientale Edoardo Chiossone в Генуе.
Keisai
Eisen
Cortigiane
e loro assistenti presso un accampamento temporaneo, 1836
Silografia
policroma, trittico,
38.7×26.2
cm; 38.8×26.5 cm; 38.7×25.8 Chiba
City Museum of Art
|
В работах Хокусая нашли отражение самые разные жанры и темы: пейзажи, природа и животные, портреты актеров театра кабуки, женская красота и эротика, самураи и даже привидения, духи, сказочные существа. При этом рисовал он в разных техниках и формах, от рисунков чернилами на бумажных вертикальных и горизонтальных рулонах до цветных ксилографий самых разных размеров, гравюр и эскизов и вплоть до изысканных суримоно, своего рода поздравительных открыток, приглашений, календарей.
Одними из самых главных его работ, вызывающих особое восхищение, являются рисунки из серии "36 видов Фудзиямы", среди которых знаменитые рисунки Большой Волны.
Работы японских мастеров того времени покоряют не только своей утонченностью, вниманием к мельчайшим деталям, потрясающими оттенками синего и красного цветов, но и в то же время своей простотой, незамысловатостью сюжетов, которая отбрасывает все лишнее, ненужное, поверхностное.
Katsushika
Hokusai
Carpa
e tartaruga,
1839
Dipinto
su rotolo, 99x35.5 cm
(127.1 × 53.3 cm dimensioni totali)
Collezione
privata
|
Katsushika
Hokusai
La
[grande]
onda presso la costa di Kanagawa,
dalla serie Trentasei
vedute del monte Fuji,
1830-1832 circa
Silografia
policroma
Kawasaki
Isago no Sato Museum
|
Katsushika
Hokusai
Giornata
limpida col vento del sud (o Fuji Rosso), dalla
serie Trentasei
vedute del monte Fuji,
1830-1832
circa
Silografia
policroma
Kawasaki
Isago no Sato Museum
|