С Кристиной Венеция Павелеску, румынкой по происхождению, но уже давно римлянкой по призванию, я познакомилась в прошлом году, когда случайно открыла для себя Spazio Artigiano – боттегу, мастерскую, галерею, магазин, расположенный в rione Monti, квартале Монти, одном из самых старинных кварталов Рима. Идея Spazio Artigiano принадлежит Кристине. Она же им и занимается.
С самого начала у меня возникло желание узнать о Кристине побольше и сделать с ней интервью для блога. Во-первых, потому что она создала это замечательное место, творческое пространство, где можно найти керамику, фарфор, ткани, стекло, сумки, украшения, домашнюю утварь, идеи для подарков от итальянских и иностранных ремесленников, все, сделанное вручную. Во-вторых, потому что Кристина - настоящий storyteller! Она умеет рассказывать о предметах с такой любовью, знает о них все подробности и истории, что буквально завораживает. После ее рассказов уже невозможно смотреть на эти предметы прежним взглядом, в них сразу же влюбляешься! И в-третьих, потому что в магазине есть уголок, в котором стоят два текстильных станка, за которыми Кристина работает, создавая отрезы невероятной красоты и самых разных цветов и орнаментов. Из них можно делать шали, шарфы, текстиль для дома и кухни, ткани для одежды. Или просто коллекционировать их, настолько они красивы и уникальны! Так что понятно, что рано или поздно это интервью должно было появиться.
Для начала несколько слов о себе, Кристина.
Мой роман с Римом имеет долгую историю, я оказалась здесь в 1980 году, когда еще было очень сложно выехать за пределы Румынии. Я не была беженкой, иммигрировавшей от коммунистического режима, я просто была молодой и любопытной, мне хотелось увидеть мир, который казался таким чудесным из той клетки. Он был похож на карусель. И я хотела на нее запрыгнуть.
Изначально я должна была переехать во Францию, так как там живет часть моей семьи и много друзей, да и между Румынией и Францией существует старинная культурная связь. Моим вторым языком был французский, который я изучала с детских лет, а по-итальянски я даже не говорила. В общем, все вело меня во Францию, и поначалу я действительно жила там. Но когда я оказалась впервые в Риме, это было похоже на молнию, на гром среди ясного дня. Любовь к этому городу оказалась всепоглощающей. Его красота, его свет, солнце, люди, их улыбки, это было что-то неописуемое. Конечно, было непросто, ведь я никого здесь не знала и было много трудностей и препятствий. Но местные жители оказались очень доброжелательными, меня поддержали, и так я стала жить в Риме.
Ваш профессиональный опыт?
В Бухаресте я изучала международные экономические отношения. Затем в Париже я училась в Ecole du Louvre, после чего работала в арт-галереях.
А что же случилось потом?
Когда я еще жила в Париже со мной произошел один эпизод, сыгравший важнейшую роль в моей жизни. Однажды вечером, на одной из улочек в Saint Germain я увидела одну галерею, в которой сидела женщина и работала за текстильным станком. Я очень хорошо помню тот момент и то место, белые стены, ничего лишнего, приятная музыка. В сознании вырисовывается почти божественная картинка. И именно тогда я вдруг поняла, чем бы мне хотелось заниматься!
Какое-то время спустя, уже в Риме, мне на глаза попался журнал, который я обычно никогда не покупала. Листая его, я наткнулась на интервью с итальянской ткачихой, которая основала текстильную школу. Это была судьба! Я тогда уже запрятала глубоко в памяти ту парижскую картинку, она была слишком сюрреальной, и я просто продолжала работать в галерее. Но то интервью заставило ее снова всплыть наружу! Я подумала, раз мне попался этот журнал и это интервью на глаза, значит в этом есть смысл!
Я позвонила той женщине, оказалось, что она находится слишком далеко, на севере Италии, в Тренто. Но она порекомендовала мне другую ткачиху, во Флоренции, которая вела курсы текстильного дела. Ее звали Грациэлла Гуидотти. Ей я буду вечно благодарна, потому что именно с ней я сделала мои первые шаги в этом деле и мне очень понравилось. Именно тогда я поняла, что этот процесс может приносить чувство счастья. Будучи по натуре человеком очень сдержанным, она пунктуальна и терпелива, знает все о ткацком деле и любит его и умеет передать это чувство другим.
Затем я прошла специализацию в Милане, с Паолой Безана, совершенно противоположной по характеру, темпераментной, умеющей говорить от сердца. Эти две женщины помогли мне понять, что это мой путь. И когда чуть позже по работе мне предложили переехать в Нью-Йорк, у меня не было сомнений, я отказалась и осталась в Риме. У меня уже был тогда свой станок, дома, за которым я работала по вечерам и ночью. Это было своего рода хобби, медитация. Вообще ткать за станком, в тишине и спокойствии - это момент размышлений и творчества. Есть только ты, твои мысли и то, что выходит из-под твоих рук.
Понятно, что это непростой выбор. Жить, занимаясь только этим, очень сложно. Так, в 1998 году вместе с одной моей подругой мы решили принять участие в программе римской мэрии для женщин-предпринимательниц, у которых были интересные творческие идеи. Мы хотели открыть текстильную мастерскую. В итоге мы получили деньги, купили станки и начали нашу деятельность.
Так появилось на свет Spazio Artigiano.
Да, благодаря объединению моих интересов. Дело в том, что у меня есть еще одна большая страсть, сколько себя помню: мне нравятся разные предметы, вещицы. Я люблю керамику, стекло, ткани. И мне нравится их коллекционировать. Занимаюсь этим с самого детства.
Поэтому, когда мы решили, что к ткацкому делу в мастерской надо добавить что-нибудь еще, мне сразу же пришли на ум керамика и стекло. Тем более, что многих мастеров я уже знала по моей предыдущей работе в качестве галеристки. Да и с текстильной продукцией это все отлично сочетается. Ведь Spazio Artigiano - это то место, где пересекаются различные виды ручного труда. Нашей целью было и остается создать витрину, представляющую handmade, сочетающий в себе традиции и новые технологии.
С какими брендами вы работаете? Как Вы их выбираете?
В Spazio Artigiano представлены Giacomo Alessi, Mona Mohanna, Studio Potomak, C.A.F.F. Design, Sophie Prieur, Sandrine Giraud, Tammy Child, Maria La Rosa, Exquisite, Renato Santarossa и многие другие.
Я лично выбираю все предметы, часто во время моих многочисленных путешествий, например, на Сицилию. Я бываю и за границей. В Германии проходит много интересных ремесленных выставок. Во Франции огромный выбор старинных и традиционных ремесел и товаров. В Англии проходят интересные фестивали дизайна, там больший упор делается на современные вещи.
В настоящий момент Италии переживает самый настоящий ремесленный бум. Об этом много говорят и пишут, устраиваются многочисленные ремесленные рынки, многие производители называют себя и свою продукцию ремесленной. Что Вы думаете по этому поводу, не кажется ли Вам все это немного преувеличенным?
На самом деле, существует некая путаница в определении художественных ремесел и умении делать что-то своими руками. Одно дело создавать что-то собственными руками, пусть даже очень красивые, хорошего качества и со вкусом. Другое дело - ремесленное производство, когда надо представить себе и затем разработать предмет. За каждым таким предметом лежит долгая работа над формой, цветом, техника, в которой надо стремиться к инновациям. В результате может получиться что-то настолько необычное и единственное в своем роде, что может считаться художественным произведением. Конечно, не все ремесленные товары - произведения искусства, но сам процесс их создания все-таки ближе к творческому, чем к любительскому в домашних условиях. Это все-таки не одно и то же.
Ремесленные творения никогда не бывают совершенными или идентичными. Сколько бы раз ты не расписывал блюдо одной и той же формы одним и тем же рисунком, все равно не получится двух одинаковых. Потому что человеческая рука - это не робот, она может дрогнуть. И именно это несовершенство и легкое отличие придает красоту, прелесть, уникальность всему предмету. Идеальные, совершенно одинаковые вещи не существуют в ремесленном мире, только в промышленном производстве.
Есть такой анекдот, который как нельзя лучше отражает суть ремесленничества. Один богатый турист приезжает в небольшую деревушку в Индии. Видит в одной лавочке прекрасную статуэтку и спрашивает, сколько она стоит. Ремесленник отвечает ему: "10 долларов". Турист, довольный, покупает ее и говорит: "Мне так понравилась эта статуэтка, что я заказываю у тебе еще 100 таких же!". Ремесленник отвечает: "Тогда плати мне за каждую статуэтку 100 долларов!". Турист в недоумении: "Как же так?! Одна статуэтка стоит 10 долларов, я тебе заказываю 100 штук и ты хочешь 100 долларов за каждую? Как такое возможно?". На что ремесленник отвечает ему: "Тогда и делай сам 100 одинаковых статуэток!".
Если бы я должна была выбрать только какой-то один предмет из всего ассортимента в Spazio Artigiano, что бы Вы мне посоветовали?
Большинство представленных здесь предметов имеют декоративный характер. Я очень люблю сицилийскую керамику, потому что почти всегда она хранит в себе какие-то истории. Изначально она была не только декоративной, но и функциональной.
Я бы порекомендовала вот эту маленькую солонку, которую на Сицилии дарили на свадьбу. По местной традиции считается, что в браке нужно немного соли и немного перца. Но у этой солонки еще есть и сова, потому что еще больше в браке нужны удача и мудрость. Как известно, сова - символ мудрости, потому что ее глаза видят в темноте, то есть в непростые моменты. Сегодня всем нам нужно именно это, мы потеряли терпение и чувство меры, не только в браке, но и вообще по жизни. А чтобы найти верный путь в темноте нужны чувство равновесия и зоркий глаз. Я очень люблю этот маленький предмет.
Находите ли Вы по сей день время для работы за ткацким станком?
Да, конечно, я занимаюсь этим каждый день. Я делаю ткани как для одежды, так и для интерьера и дома.
А какие волокна Вы используете?
Мне очень нравится мохер, потому что при плетении он необычно заполняет пространство, почти как паутина. Мне нравится альпака, мягкая, неординарная, из нее тоже всегда получается необычное плетение. Не люблю кашемир, слишком дорогой и неинтересный, это волокно почти совершенно и с ним неинтересно работать. Летом я много использую лен, великолепное волокно, очень эластичное. Оно отлично отражает свет, особенно это заметно после стирки и глажки. Шелк мне нравится чуть меньше, он слишком блестящий, поэтому я предпочитаю необработанный шелк. Мне приходилось работать и с необычными волокнами, из бамбука и крапивы.
Что для Вас роскошь?
Для меня роскошь - это возможность выражать себя без страха, быть самим собой, говорить то, что думаешь, естественно, с тактом и уважением к другим, одеваться как тебе нравится и делать то, что тебе нравится. Это всегда было сложной задачей, а сегодня это стало еще сложнее, потому что нашими вкусами манипулируют, тем как мы одеваемся, обставляем наши дома, думаем о политике. Существуют 2-3 тенденции, которым все должны следовать. И быть вне тенденций, возможно, самое сложное. Но это и самая верная дорога, потому что она помогает внутреннему росту.
Что Вам особенно нравится в Вашей работе?
Мне нравится экспериментировать, создавать новые орнаменты. Почти все, что я делаю за станком - это экспериментирование, выходящее за общепризнанные каноны.
Еще я очень люблю это место. Каждый раз, когда я возвращаюсь сюда из путешествий и смотрю на все предметы, я чувствую себя счастливой. Они как дети для меня. И я очень страдаю, когда их не оценивают по достоинству.
Вам, наверное, очень непросто расставаться с предметами. Вы вообще что-нибудь выбрасываете?
Практически нет. У меня есть отличный метод, который всем рекомендую. Я убираю вещи в коробки и откладываю их подальше на 1-2 года. Потом, по прошествии времени достаю их, и каждый раз они поражают меня. Это как первая встреча, новые эмоции. Мы ведь постоянно меняем наши вкусы, и то, что сегодня нам не нравится, через пару лет может очень понравиться. В общем, из того, что я однажды выбрала, я ничего не выбрасываю. И до сих пор храню некоторые из вещей, которые приобрела, когда была еще совсем девчушкой.
Каково иметь магазин в самом центре города? Вам пришлось преодолеть много проблем?
На самом деле у меня не было никаких проблем. Монти - это ремесленный квартал, здесь все друг друга знают, нет никакой враждебной конкуренции. Когда я оказалась здесь, еще не было всех этих милых магазинчиков, а в основном были боттеги. Потом они стали постепенно исчезать, потому что многие ремесленники были уже в возрасте, и на их место стали приходить молодые. Но так и должно быть, ведь мир движется вперед.
Еще несколько слов о Риме. Что Вам здесь нравится и не нравится?
Рим - это моя большая любовь. Такую любовь нельзя ни забыть, ни поменять. Я променяла Париж на Рим. Конечно, иногда этот город и его проблемы сводят меня с ума, как и большинство местных жителей. Но мне удалось организовать мою жизнь так, чтобы не зависеть от администрации. К сожалению, Риму не везет с администрацией.
Ваш любимый адрес или место в Риме?
Я очень люблю via Giulia, эту прекрасную улицу, окутанную легкой меланхоличной дымкой. Там неподалеку есть одно место, Oratorio del Gonfalone, в котором проходят чудесные концерты. Это место не очень известно, но мне оно очень нравится.
Фотографии - Антонио Де Паолис
vicolo dei Serpenti, 13