lunedì 25 marzo 2013

Интервью с Франческой Анфоссо

Я познакомилась с Франческой Анфоссо, директором римской галереи 28 Piazza di Pietra, во время первой выставки "Single Saudi Women" фотографа из Саудовской Аравии Wasma Mansour, организованной этой галереей, открывшейся совсем недавно, в декабре прошлого года. Мне сразу же понравились и галерея, и, самое главное, сама Франческа, моментально располагающая к себе, благодаря своему профессионализму и открытому и дружелюбному поведению. Уже тогда я решила, что было бы интересно узнать о ней и ее работе больше, поэтому, когда мы снова встретились в галерее на открытии второй выставки "Magnitudo Emilia", я не упустила момент, чтобы договориться об интервью для блога.

Начнем сразу же с этой второй фотовыставки, совершенно отличающейся от первой. 
Это проект фоторепортера Луиджи Оттани и писательницы Аннализы Ванделли, рассказывающий о прошлогоднем землетрясении в итальянском регионе Эмилия через фотографии и тексты, собранные в альбом, также представленный здесь в галерее во время инаугурации выставки. Сегодня мы забываем обо всем слишком быстро, и этот проект направлен именно на то, чтобы снова взглянуть и переосмыслить все произошедшее, сохранить память о тех трагических днях, найти силы продолжать жить и помогать. К счастью, землетрясение в Эмилии не повлекло за собой много жертв, но, возможно, именно по этой причине о нем было рассказано относительно мало. Но сила жителей этого региона заключается в их характере, в их способности реагировать, а не жаловаться на судьбу, в умении сплотиться и создавать что-то новое, и эти фотопроект и альбом являются тому подтверждением. Magnitudo Emilia - это еще и благотворительный проект: 2 евро с каждой проданной копии идут в помощь на восстановление разрушенных землетрясением селений. Более подробно все описано на сайте www.magnitudoemilia.it




Что ж, благородная инициатива и великолепная выставка, безусловно обогащающие резюме Вашей галереи. А как родилась идея открыть эту галерею, с чего все началось?
Меня всегда интересовала история искусства, культура в целом. Я изучала литературу и философию, журналистику, защитила диплом в университете по истории театра. Затем работала в небольшом римском издательстве, где занималась организацией событий. Потом я стала подумывать об этом помещении, принадлежащем моей семье. Когда-то моя бабушка сдавала его в аренду под склад одного известного цветочного магазина, что располагался совсем неподалеку отсюда. Здесь даже была снята сцена для фильма "Сатурн Против" Ферзана Озпетека. Мне хотелось использовать это пространство для чего-то действительного интересного, связанного с культурой, что могло бы обогатить жизнь этого района и вообще центра Рима. Так я решила открыть галерею, используя и вкладывая в это дело все мои интересы, увлечения, знания, страсть, выбирая темы, в которые верю я и которые могли бы заинтересовать других. 
Сейчас, когда галерея уже открыта, мне хотелось бы превратить ее в самый настоящий культурный центр, в котором будут проходить не только выставки, но и презентации книг, конференции, семинары, лекции по искусству, круглые столы. На мой взгляд, роль галереи заключается именно в этом - в продвижении культуры, в  распространении идей, которые зарождаются во время встреч, общения, обсуждения самых разных тем. 
Конечно, я отдаю себе отчет, что мне очень повезло иметь в распоряжении такое помещение в таком месте, но везение порой играет важную роль в жизни. Я стараюсь использовать эту счастливую возможность на 100%, создавая что-то интересное и приятное для себя, а значит и для других. Потому что я верю, что если делаешь что-то страстно и с увлечением, то из этого обязательно что-то получится, что принесет результаты и успех.

С какими трудностями Вы сталкиваетесь, занимаясь галереей?
С тех пор, как я занялась этим проектом, моя жизнь приобрела бешеный ритм. Конечно, быть самой себе хозяйкой имеет свои плюсы и минусы. Я могу самостоятельно распоряжаться моим временем, но иногда рискую работать безостановочно, 24 часа в сутки, иногда и после ужина, занимаясь оформлением выставок до часа ночи или отвечая на e-mail до полуночи. Но такова эта работа, она требует полной отдачи, особенно в первые, самые важные, месяцы.

А как Вы успеваете следить за всеми событиями? Например, у Вас есть время ходить на выставки?
Я хожу в музеи по воскресеньям, это мой единственный выходной день, когда галерея закрыта. Я стараюсь находить для этого время, например, хожу в музей MAXXI, где сейчас организуют очень интересные конференции, посвященные искусству и рынку, искусству и критике. Мне необходимо быть в курсе таких вопросов, касающихся экономического аспекта, который тоже является частью этой работы, хотя и считается почти дурным тоном говорить о деньгах, когда речь идет об искусстве. Но с другой стороны, по-моему, совершенно справедливо, что люди, решившие посвятить свою жизнь искусству, тоже должны зарабатывать, а не умирать с голоду. Поэтому очень важно изучать все аспекты этой работы, быть в курсе многих вопросов, много читать.

Раз уж мы заговорили о MAXXI, хотелось бы узнать, что Вы думаете о смещении итальянского центра современного искусства из Милана в Рим, о котором много говорили в момент открытия этого музея. Действительно ли произошло это смещение на Ваш взгляд?
Думаю, что цель действительно такова, но важно, чтобы она была воспринята самими римлянами и международной общественностью. Мне кажется, что Милан пока до сих пор впереди Рима в этом смысле, возможно, и за счет своего географического расположения, он ближе к Европе, более открыт. В Милане существуют давние традиции, много известных имен среди галеристов. Рим, несмотря на постоянный поток туристов, остается более закрытым городом, в первую очередь в смысле менталитета. К примеру, в Милане сам факт открытия галереи не вызывает удивления, как в Риме. Но я убеждена, что необходимо не только рассуждать, критиковать или мечтать, а делать что-то, чтобы добиться результатов.
Кроме того, считаю, что важно вкладывать в доморощенные таланты, но не забывать и про заграничные. Например, следующая выставка будет посвящена итальянскому фотографу, а после него будет выставка молодых фотографов из Лондона.

Не могли бы Вы рассказать чуть подробнее об этих выставках?
Наша следующая выставка будет представлять из себя экспозицию на двух уровнях, совершенно отличающихся друг от друга, используя два этажа галереи. Мне нравится оставлять верхний этаж, открытый для обозрения с площади, для классических экспозиций, а нижний, с его особой атмосферой, использовать для экспериментов.
Мне хочется, чтобы само пространство галереи уже вдохновляло художника. Любой проект должен изучаться и рассматриваться с точки зрения пространства, где он будет представлен, чтобы добиться максимального эффекта. Галерея должна быть пустой коробкой, которую художник использует и расставляет акценты по своему усмотрению. В то же самое время мне нравится адаптировать проект под пространство, так, чтобы и сам проект, и галерея выигрывали от этого. Именно в этом и заключается прелесть моей работы: каждый раз я работаю над чем-то совершенно новым. 

А как Вы обычно выбираете проекты для выставок в галерее?
Сейчас я получаю много предложений, все из которых обязательно просматриваю. В целом стараюсь быть в курсе всего нового, посещаю выставки, слушаю моих друзей, когда они рассказывают о том, что видели и что их особенно поразило. Важной частью этой работы являются отношения, общение, поэтому я стараюсь как можно больше общаться, знакомиться с новыми интересными людьми, выбираться на интересные мероприятия. Как видите, галерея требует огромной подготовительной работы и включает в себя многие аспекты и навыки, такие как public relations, чувство прекрасного, основы экономики и маркетинга, культурную базу, знание истории. Занимаясь галереей, необходимо все время работать над этими аспектами.
Возвращаясь к проектам для галереи, я стараюсь выбирать те, в которые я верю. Мне нравится, например, демонстрировать многогранность фотографии, представляя совершенно отличные друг от друга фотопроекты. Но я не ограничиваюсь только фотографией. Меня интересует и живопись, и скульптура, и инсталляции. Важно, чтобы тема и ее интерпретация говорили мне что-то, я отталкиваюсь именно от этого. Еще очень важно взаимопонимание с художником, фотографом, которое я должна прочувствовать сразу. 

Поговорим немного о Риме. Смогли бы Вы жить в другом городе? Что Вам особенно нравится в Риме и его людях?
Я родилась в Генуе, где прожила первые два года, после чего переехала с моей семьей в Неаполь, где мы прожили пять лет. Потом, в 1987 году мы переехали в Рим. Поскольку я живу в Риме с самых детских лет, конечно же, я чувствую себя римлянкой, я выросла и сформировалась здесь как личность, здесь все мои друзья, здесь я училась в школе и университете. Римляне отличаются доброжелательным, гостеприимным характером, они позитивны, хотя, конечно же, как у всех и у римлян есть свои недостатки. И все же Рим - это город, который завоевывает раз и навсегда. Чего стоят одни только римские панорамы, достаточно подумать о набережной Тибра, с ее мостами и видами на собор Св. Петра!
Не знаю, смогла бы я жить далеко от Рима, сложный вопрос. Мне нравится путешествовать, открывать для себя новые страны, города, и обычно я чувствую себя везде комфортно. Например, я прожила целый год в Базеле в Швейцарии и должна признаться, что мне там очень понравилось, несмотря на то, что этот город совершенно отличается от Рима. Возможно, дело не в моей связи непосредственно с городом, а в моих привязанностях, семье, дорогих мне людях, которые живут здесь, и которых бы мне очень не хватало, живи я в другом месте. 
А вообще я люблю Италию и уверена, что если удается найти свое дело и приносить пользу людям и своей стране, то зачем куда-то уезжать?

Как по-Вашему, существует римский образ жизни? Если да, то в чем он заключается?
По-моему римский образ жизни существует. Первое, что мне приходит в голову, это воскресные прогулки в центре, каппучино и корнетто в баре на завтрак, паузы на кофе часам к 11 в переполненных барах. В целом, это расслабленный в хорошем смысле, комфортный, позитивный взгляд на жизнь и отношение к вещам. 

Какой Ваш самый любимый музей в городе?
Трудный вопрос! Мне нравятся многие музеи, MAXXI, Macro на via Nizza, который мне нравятся и с архитектурной точки зрения. Сейчас Рим переживает очень активный момент с точки зрения архитектуры, переоборудования старых промышленных объектов в музеи, и это не может не радовать. Auditorium, мост Музыки, MAXXI, оба музея Macro, все эти новые конструкции свидетельствуют о том, что что-то меняется в городе, в лучшую сторону, чтобы не отставать от других важных столиц, таких как Париж или Лондон. 
По моему мнению, очень важно пропагандировать идею того, что не надо бояться искусства и рассматривать его как нечто эксклюзивное для избранных. Необходимо приблизиться к искусству, к музеям. Искусство существует для всех. И я очень надеюсь, что моя галерея будет восприниматься как место, открытое для всех, надеюсь, что сюда будут заходить, смотреть выставки, общаться, задавать вопросы. Из всего этого могут родиться новые контакты и новые идеи. 

Ваш любимый адрес или место в Риме?
Это еще один сложный вопрос, на который мне всегда непросто ответить! Возможно, потому что я часто меняю мои предпочтения. Чтобы не удаляться далеко от галереи назову Enoteca Spiriti, открывшаяся здесь рядом на площади di Pietra совсем недавно. Это элегантный ресторан, с тщательно подобранным интерьером, отличной кухней и, естественно, картой вин, куда можно заглянуть на обед или ужин или же на бокал вина в качестве аперитива. 



Выставка Magnitudo Emilia открыта до 15 апреля.